Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Программа разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика для 7-9 классов». Рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов: по ФГОС - 7, 8, 9 класс (35 часов-1 час в неделю) / по устаревшей программе - 8 класс (35 часов-1 час в неделю), 9 класс – 34 часов (1 часа в неделю). Вид реализуемой программы – основная общеобразовательная. Содержание курса «Информатика по ФГОС» для 7 класса совпадает с содержанием курса «Информатика» для 8 класса по устаревшей программе. Содержание курса «Информатика по ФГОС» для 8 класса совпадает с содержанием курса «Информатика» для 9 класса по устаревшей программе. Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационнообразовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий. Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни. Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков. Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.); воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. Общая характеристика учебного предмета Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Содержание учебного предмета Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами): введение в информатику; алгоритмы и начала программирования; информационные и коммуникационные технологии. Раздел 1. Введение в информатику Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэшпамять). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера. Размер файла. Архивирование файлов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация. Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др. Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники). Основные этапы развития ИКТ. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе. Учебно-тематический план № Название темы Количество часов общее теория практика 9 6 3 7 4 3 4 2 2 4 Информация и информационные процессы Компьютер как универсальное устройство обработки информации Обработка графической информации Обработка текстовой информации 8 3 6 5 Мультимедиа 4 1 3 6 13 10 3 7 Математические основы информатики Моделирование и формализация 8 6 3 8 Основы алгоритмизации 12 6 4 9 Начала программирования 18 4 14 10 Обработка числовой информации в электронных таблицах Коммуникационные технологии 6 2 4 10 6 4 Резерв 6 0 6 105 50 55 1 2 3 11 Итого: Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Тема 1. Информация. Аналитическая деятельность: Информация и Информационный процесс. оценивать информацию с информационные Субъективные позиции её свойств процессы (9 часов) характеристики информации, (актуальность, зависящие от личности достоверность, полнота и получателя информации и пр.); обстоятельств получения приводить примеры кодирования с информации: важность, использованием различных своевременность, алфавитов, встречаются в достоверность, актуальность жизни; и т.п. классифицировать информационные процессы Представление по принятому основанию; информации. Формы выделять информационную представления информации. составляющую процессов в Язык как способ биологических, технических представления информации: и социальных системах; естественные и формальные анализировать отношения в живой природе, технических языки. Алфавит, мощность и социальных (школа, семья алфавита. и пр.) системах с позиций управления. Кодирование Практическая деятельность: информации. Универсальность дискретного кодировать и декодировать (цифрового, в том числе сообщения по известным двоичного) кодирования. правилам кодирования; Двоичный алфавит. определять количество Двоичный код. Разрядность различных символов, которые могут быть двоичного кода. Связь длины закодированы с помощью (разрядности) двоичного кода двоичного кода и количества кодовых фиксированной длины комбинаций. (разрядности); определять разрядность Размер (длина) двоичного кода, сообщения как мера необходимого для количества содержащейся в кодирования всех символов нём информации. алфавита заданной Достоинства и недостатки мощности; оперировать с единицами такого подхода. Другие измерения количества подходы к измерению информации (бит, байт, количества информации. килобайт, мегабайт, Единицы измерения гигабайт); количества информации. оценивать числовые параметры информационных Основные виды процессов (объём памяти, информационных процессов: необходимой для хранения хранение, передача и информации; скорость обработка информации. передачи информации, пропускную способность Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. выбранного канала и пр.). Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. Тема 2. Компьютер Общее описание как универсальное компьютера. Программный устройство принцип работы компьютера. обработки Основные компоненты информации персонального компьютера (7 часов) (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Аналитическая деятельность: Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать информацию (сигналы о готовности и программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. неполадке) при включении компьютера; определять основные характеристики операционной системы; планировать собственное Правовые нормы информационное использования программного пространство. обеспечения. Практическая деятельность: Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. получать информацию о характеристиках компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме; оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); использовать программыархиваторы; осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ. Аналитическая деятельность: Тема3. Обработка Формирование графической изображения на экране информации монитора. Компьютерное представление цвета. (4 часа) Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Тема4. Обработка Текстовые документы и Аналитическая деятельность: текстовой их структурные единицы анализировать информации (раздел, абзац, строка, слово, пользовательский интерфейс символ). Технологии используемого (8 часов) создания текстовых программного средства; документов. Создание, определять условия и редактирование и возможности применения программного средства для форматирование текстовых решения типовых задач; документов на компьютере выявлять общее и отличия в Стилевое форматирование. разных программных Включение в текстовый продуктах, предназначенных документ списков, таблиц, для решения одного класса диаграмм, формул и задач. графических объектов. Практическая деятельность: Гипертекст. Создание ссылок: создавать небольшие сноски, оглавления, текстовые документы предметные указатели. посредством Коллективная работа над квалифицированного документом. Примечания. клавиатурного письма с Запись и выделение использованием базовых изменений. Форматирование средств текстовых редакторов; страниц документа. форматировать текстовые Ориентация, размеры документы (установка страницы, величина полей. параметров страницы Нумерация страниц. документа; форматирование Колонтитулы. Сохранение символов и абзацев; вставка документа в различных колонтитулов и номеров текстовых форматах. страниц). вставлять в документ Инструменты формулы, таблицы, списки, распознавания текстов и изображения; компьютерного перевода. выполнять коллективное создание текстового Компьютерное документа; представление текстовой создавать гипертекстовые информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Тема 5. Мультимедиа (4 часа) Понятие технологии Аналитическая деятельность: мультимедиа и области её анализировать применения. Звук и видео как пользовательский интерфейс составляющие мультимедиа. используемого Компьютерные презентации. программного средства; Дизайн презентации и макеты определять условия и слайдов. возможности применения программного средства для Звуки и видео решения типовых задач; изображения. Композиция и выявлять общее и отличия в монтаж. разных программных продуктах, предназначенных Возможность для решения одного класса задач. дискретного представления Практическая деятельность: мультимедийных данных Тема 6. Математические основы информатики (13 часов) документы; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). Понятие о Аналитическая деятельность: непозиционных и выявлять различие в позиционных системах унарных, позиционных и счисления. Знакомство с непозиционных системах двоичной, восьмеричной и счисления; шестнадцатеричной выявлять общее и отличия в системами счисления, запись разных позиционных системах счисления; в них целых десятичных анализировать логическую чисел от 0 до 1024. Перевод структуру высказываний. небольших целых чисел из Практическая деятельность: двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы переводить небольшие (от 0 счисления в десятичную. до 1024) целые числа из Двоичная арифметика. десятичной системы счисления в двоичную Логика высказываний (восьмеричную, (элементы алгебры логики). шестнадцатеричную) и Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Тема 7. Моделирование и формализация (8 часов) Понятия натурной информационной моделей обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. и Аналитическая деятельность: Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей Тема 8. Основы алгоритмизации (12 часов) объекты в соответствии с поставленной задачей; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. Учебные исполнители Аналитическая деятельность: Робот, Удвоитель и др. как определять по блок-схеме, примеры формальных для решения какой задачи исполнителей. Понятие предназначен данный алгоритма как формального алгоритм; описания последовательности анализировать изменение действий исполнителя при значений величин при пошаговом выполнении заданных начальных данных. алгоритма; Свойства алгоритмов. определять по выбранному Способы записи алгоритмов. методу решения задачи, какие алгоритмические Алгоритмический язык – конструкции могут войти в формальный язык для записи алгоритм; алгоритмов. Программа – сравнивать различные запись алгоритма на алгоритмы решения одной алгоритмическом языке. задачи. Непосредственное и Практическая деятельность: программное управление исполнять готовые исполнителем. алгоритмы для конкретных исходных данных; Линейные программы. преобразовывать запись Алгоритмические алгоритма с одной формы в конструкции, связанные с другую; проверкой условий: строить цепочки команд, ветвление и повторение. дающих нужный результат при конкретных исходных Понятие простой данных для исполнителя величины. Типы величин: арифметических действий; целые, вещественные, строить цепочки команд, символьные, строковые, дающих нужный результат логические. Переменные и при конкретных исходных данных для исполнителя, константы. Алгоритм работы преобразующего строки с величинами – план символов; целенаправленных действий строить арифметические, по проведению вычислений строковые, логические при заданных начальных выражения и вычислять их данных с использованием значения промежуточных результатов. Тема 9. Начала программирования (18 часов) Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла Аналитическая деятельность: выделять этапы решения Этапы решения задачи на задачи на компьютере; компьютере. осуществлять разбиение исходной задачи на Конструирование подзадачи; алгоритмов: разбиение задачи сравнивать различные на подзадачи, понятие алгоритмы решения одной вспомогательного алгоритма. задачи. Вызов вспомогательных Практическая деятельность: алгоритмов. Рекурсия. исполнять готовые Управление, управляющая алгоритмы для конкретных исходных данных; и управляемая системы, разрабатывать программы, прямая и обратная связь. содержащие подпрограмму; Управление в живой природе, разрабатывать программы обществе и технике. для обработки одномерного массива: o (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; o подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; o нахождение суммы всех элементов массива; o нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр.). Тема10. Обработка Электронные таблицы. Аналитическая деятельность: числовой Использование формул. анализировать информации Относительные, абсолютные пользовательский интерфейс и смешанные ссылки. используемого (6 часов) Выполнение расчётов. программного средства; Построение графиков и определять условия и диаграмм. Понятие о возможности применения программного средства для сортировке (упорядочивании) решения типовых задач; данных. выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: Тема 11. Коммуникационны е технологии (10 часов) создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах. Локальные и глобальные Аналитическая деятельность: компьютерные сети. выявлять общие черты и Интернет. Скорость передачи отличия способов информации. Пропускная взаимодействия на основе способность канала. Передача компьютерных сетей; информации в современных анализировать доменные системах связи. имена компьютеров и адреса документов в Интернете; Взаимодействие на приводить примеры основе компьютерных сетей: ситуаций, в которых электронная почта, чат, требуется поиск информации; форум, телеконференция, анализировать и сайт. Информационные сопоставлять различные ресурсы компьютерных источники информации, сетей: Всемирная паутина, оценивать достоверность файловые архивы. найденной информации; распознавать потенциальные Технологии создания угрозы и вредные сайта. Содержание и воздействия, связанные с структура сайта. Оформление ИКТ; оценивать сайта. Размещение сайта в предлагаемы пути их Интернете. устранения. Базовые представления о правовых и этических Практическая деятельность: аспектах использования осуществлять компьютерных программ и взаимодействие посредством работы в сети Интернет. электронной почты, чата, форума; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. Резерв учебного времени в 7–9 классах: 6 часов. Поурочное планирование по учебному предмету «Информатика» для 7 классов № урока Тема урока Кол-во часов Д/З Примерные Информация и информационные процессы 1 Инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Информация 1 §1.1 2 Виды информации Свойства информации 1 §1.1 3 Информационные процессы. Сбор и обработка информации 1 §1.2 4 Информационные процессы. Хранение и передача информации 1 §1.2 5 Всемирная паутина 1 §1.3 6 Представление информации 1 §1.4 7 Двоичное кодирование 1 §1.5 8 Измерение информации 1 §1.6, подг. к тесту 9 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы» 1 Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией 10 Основные компоненты компьютера и их функции 1 §2.1 сроки № урока Тема урока Кол-во часов Д/З 11 Персональный компьютер 1 §2.2 12 Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение 1 §2.3 13 Системы программирования и прикладное программное обеспечение 1 §2.3 14 Файлы и файловые структуры 1 §2.4 15 Пользовательский интерфейс 1 §2.5, подг. к тесту 16 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» 1 17 Обработка графической информации Формирование изображения на экране монитора 1 §3.1 18 Компьютерная графика 1 §3.2 19 Создание графических изображений 1 §3.3, подг. к тесту 20 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации» 1 Обработка текстовой информации 21 Текстовые документы и технологии их создания 1 §4.1 22 Создание текстовых документов на компьютере 1 §4.2 23 Форматирование текста 1 §4.3 24 Форматирование текста 1 §4.3 25 Визуализация информации в текстовых документах 1 §4.4 26 Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода 1 §4.5 27 Оценка количественных параметров текстовых документов 1 §4.6, подг. к тесту Примерные сроки № урока 28 Тема урока Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации» Кол-во часов Д/З Примерные сроки 1 Мультимедиа 29 Технология мультимедиа 1 §5.1 30 Компьютерные презентации 1 §5.2 31 Создание мультимедийной презентации 1 §5.2, подг. к тесту 32 Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа» 1 Итоговое повторение 3334 Обобщение и повторение пройденного материала. Основные понятия курса 2 35 Итоговое тестирование 1 подг. к тесту Поурочное планирование по учебному предмету «Информатика» для 8 классов № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Кол-во часов Информация и информационные процессы Инструктаж по технике безопасности. 1 Введение в предмет. Информация Виды информации. Свойства информации 1 Представление информации 1 Двоичное кодирование информации 1 Измерение информации 1 Информационные процессы. Сбор и 1 обработка информации Информационные процессы. Хранение и 1 передача информации Всемирная паутина 1 Д/З Примерные сроки Введение §1.1 §1.2 §1.3 §1.4 §1.5 §1.5 §1.6, подг. к тесту Обобщение и систематизация основных 1 понятий темы «Информация и информационные процессы» Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией Основные компоненты компьютера и их 1 §2.1 функции № урока 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 3334 35 Тема урока Персональный компьютер Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение Системы программирования и прикладное программное обеспечение Файлы и файловые структуры Пользовательский интерфейс Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» Обработка графической информации Формирование изображения на экране монитора Компьютерная графика Создание графических изображений Кол-во часов 1 1 Д/З §2.2 §2.3 1 §2.3 1 1 §2.4 §2.5, подг. к тесту 1 1 §3.1 1 1 §3.2 §3.3, подг. к тесту Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации» Обработка текстовой информации Текстовые документы и технологии их создания Создание текстовых документов на компьютере Форматирование текста Форматирование текста Визуализация информации в текстовых документах Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода Оценка количественных параметров текстовых документов Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации» Мультимедиа Технология мультимедиа Компьютерные презентации Создание мультимедийной презентации 1 Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа» Итоговое повторение Обобщение и повторение пройденного материала. Основные понятия курса Итоговое тестирование 1 1 §4.1 1 §4.2 1 1 1 §4.3 §4.3 §4.4 1 §4.5 1 §4.6, подг. к тесту 1 1 1 1 2 1 §5.1 §5.2 §5.2, подг. к тесту подг. к тесту Примерные сроки Поурочное планирование по учебному предмету «Информатика» для 9классов урок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Математические основы информатики Инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Общие сведения о системах счисления Позиционные и непозиционные системы счисления Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления Перевод чисел из 10-ой системы счисления в 2, 8, 16-ю системы счисления Перевод чисел из 2, 8, 16-ой систем счисления в 10-ю систему счисления Двоичная арифметика. Арифметические операции в позиционных системах счисления Представление целых, вещественных чисел Высказывание. Логические операции Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций Кол-во часов Д/З 1 Введение 1 §1.1 1 §1.1 1 §1.1 1 §1.1 1 §1.1 1 1 1 §1.2 §1.3 §1.3 1 §1.3 Примерные сроки урок 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Тема урока Решение логических задач Логические элементы Кол-во часов 1 1 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики» Моделирование и формализация Моделирование как метод познания Знаковые модели Графические информационные модели Табличные информационные модели База данных как модель предметной области Система управления базами данных Создание базы данных. Запросы на выборку данных Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация» Основы алгоритмизации Алгоритмы и исполнители Способы записи алгоритмов Объекты алгоритмов Алгоритмическая конструкция «следование» Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления Сокращённая форма ветвления Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы Цикл с заданным условием окончания работы Цикл с заданным числом повторений Конструирование алгоритмов Алгоритмы управления 1 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации» Начала программирования Общие сведения о языке программирования Паскаль Организация ввода и вывода данных Программирование как этап решения задачи на компьютере Программирование линейных алгоритмов Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений Программирование циклов с заданным условием продолжения работы 1 Д/З §1.3 §1.3, подг. к тесту 1 1 1 1 1 §2.1 §2.2 §2.3 §2.4 §2.5 1 1 §2.6 §2.6, подг. к тесту 1 1 1 1 1 §3.1 §3.2 §3.3 §3.4 1 §3.4 1 1 §3.4 §3.4 1 §3.4 1 1 1 §3.4 §3.5 §3.6, подг. к тесту 1 §4.1 1 1 §4.2 §4.3 1 1 §4.3 §4.4 1 §4.5 1 §4.6 Примерные сроки урок 41 Тема урока Кол-во часов 1 Д/З Программирование циклов с заданным §4.6 условием окончания работы 42 Программирование циклов с заданным 1 §4.6 числом повторений 43 Различные варианты программирования 1 §4.6 циклического алгоритма 44-45 Одномерные массивы целых чисел. 2 §4.7 Описание, заполнение, вывод массива 46-47 Вычисление суммы элементов массива 2 §4.7 48 Последовательный поиск в массиве 1 §4.7 49 Сортировка массива 1 §4.7 50 Запись вспомогательных алгоритмов на 1 §4.8, подг. языке Паскаль к тесту 51 Обобщение и систематизация основных 1 понятий темы «Начала программирования» Обработка числовой информации в электронных таблицах 52 Электронные таблицы 1 §5.1 53 Организация вычислений в электронных 1 §5.2 таблицах. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 54 Встроенные функции. Логические функции 1 §5.2 55 Средства анализа и визуализации данных. 1 §5.3 Сортировка и поиск данных 56 Построение диаграмм и графиков 1 §5.3, подг. к тесту 57 Обобщение и систематизация основных 1 понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах» Коммуникационные технологии 58 Локальные и глобальные компьютерные 1 §6.1 сети 59 Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера 1 §6.2 60 Доменная система имён. Протоколы 1 §6.2 передачи данных 61 Всемирная паутина. Файловые архивы 1 §6.3 62 Электронная почта. Сетевое коллективное 1 §6.3 взаимодействие. Сетевой этикет 63 Создание Web-сайта. Технологии создания 1 §6.4 сайта 64 Содержание и структура сайта 1 §6.4 65 Оформление сайта 1 §6.4 66 Размещение сайта в Интернете 1 §6.4, подг. к тесту 67 Обобщение и систематизация основных 1 понятий главы «Коммуникационные технологии» Итоговое повторение 68 Обобщение и повторение пройденного 1 подг. к материала. Основные понятия курса тесту 69 Итоговое тестирование 1 подг. к экзамену 70 Резерв учебного времени 1 Примерные сроки