ВД волшебная кисточка 1-4

1

I.

Пояснительная записка

В соответствии с п. 19.2 ФГОС НОО рабочая программа внеурочной деятельности по
курсу «Волшебная кисточка» уровня НОО разработана на основе планируемых результатов
освоения МОБУ СОШ с.Коварды им.Н.Х., с учетом программ, входящих в ее структуру.
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях во 2 - 4
классах (33 неделях в 1 классах ),составляет 135 часов.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и
освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о
видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического
вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью.
Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении
творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия
основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при
выполнении работ.
Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на учащихся начальной школы,
увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Задания направлены на освоение
языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика,
скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация,
декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме
этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Цель данной программы – состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя,
творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать
художественную культуры у учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной.
Целью курса является обще эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной
художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
 развивать природные задатки и способности, помогающие достижению
успеха в том или ином виде искусства;
 Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их
творческих способностей и вкуса;
 расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в
жизни общества;
 влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду
человека;
 приобщение детей к наследию русского народного искусства и его
традициям;

2
















развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с
окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения
искусства;
научить правильно, использовать термины, формировать определения
понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на
прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формировать художественно - творческую активность школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений и навыков.
расширение художественно-эстетического кругозора;
приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте
различных видов искусства;
освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием
различных материалов и инструментов;
создание простейших художественных образов средствами живописи,
рисунка, графики, пластики;
освоение простейших технологий дизайна и оформления;
воспитание зрительской культуры.

Обучение по курсу «Волшебная кисточка» направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения
контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства
радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
В метапредметном направлении:
освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами
изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; умение
осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи;
развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной
деятельности.

1.1. Общая характеристика курса «Волшебная кисточка» внеурочной деятельности
Содержание программы «Волшебная кисточка» полностью соответствует
требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального
общего образования и уровнем образовательной программы по изобразительной
деятельности.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части
общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование
эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности
ребёнка средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных
информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати
– двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее
3

мыслят, но в тоже время у многих из них существуют проблемы с эмоционально – образным
мышлением и восприятием красоты мира.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных
правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной
деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи:
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения
контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства
радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи:
умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой
задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной
деятельности.
1.2. Описание места курса «Волшебная кисточка» в учебном плане внеурочной
деятельности
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом второго поколения и рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Год обучения
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Количество часов в Количество учебных Всего часов
неделю
недель
0,5
33
16
0,5
34
17
0,5
34
17
0,5
34
17
Итого:67ч

На изучение данного предмета в начальной школе отводится 1 час в неделю,
продолжительность занятия – 45 минут.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам гимназии и направлен на развитие,
обучение и воспитание обучающихся.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников,
театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся
со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области
искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.
Программа предполагает не только групповые занятия, но и проведение массовых
мероприятий.
Формы проведения занятий:
тематические занятия, экскурсии, конкурсы, викторины, выпуск стенгазет, просмотр
видеофильмов.
Методы и средства обучения:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные - показ иллюстраций, пособий, схем, зарисовок, презентаций, видеофильмов.
Практические - выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации,
тестирование, экскурсии.
Формы и методы контроля:
Организация тестирования и контрольных опросов по ПДД
проведение викторин, смотров
организация игр
анализ результатов деятельности

4

Контрольная деятельность в рамках реализации рабочей программы

Формы контроля

Классы

Выставка работ

1 класс

Тест

2 класс

Проект

3 класс

Проект

4 класс

1.3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
курса «Волшебная кисточка»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение включает
минимально-допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции),
печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств
обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов) а также
оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной
школе и специфики изучаемого курса.
Учебные пособия:
натуральные пособия (объекты живой и неживой природы)
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы), плакаты
Оборудование для демонстрации
мультимедийных презентаций: компьютер,
проектор, мультимедийная доска
Список рекомендуемой литературы










Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику
В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам
художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4
кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы.
– М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.:
Просвещение, 1996. – 64 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику
Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,
создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
5










Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.:
Просвещение, 2007г.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство.
Творческая тетрадь. 1 – 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1
класс. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 - 4 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток,
репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.
Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, крандаши, гелевые ручки, цветная
бумага.
Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и
холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).

II. Личностные, метапредметные и предметные результаты
курса «Волшебная кисточка».
Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе
является формирование следующих знаний и умений.







Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного
искусства;
Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Получение детьми представлений о некоторых специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;

Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе
является формирование следующих умений:




формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
6










формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м
классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:










проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и
деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:





ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками
(даны в конце учебника);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;

7




перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.

Коммуникативные УУД:


уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,
доступных для изготовления изделиях;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;





уметь слушать и понимать речь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
занятиях изобразительного искусства и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:

а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ш. Содержание курса «Волшебная кисточка» внеурочной деятельности с
указанием форм организации занятий, основных видов деятельности

1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения
получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых
и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его
насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от
пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов,
бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, трав.
2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства.
Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический
материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах
создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными
карандашами и фломастерами.

8

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта,
насекомых, тканей.
3. Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для
лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном
изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех
сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными
материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с
техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по
которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём
работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с
другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать
развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности
фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из
которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем
более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с
засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его
возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание
частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового
художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения
заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм,
детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются
выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой
дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых
природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции
в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из
бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы,
изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов
первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются
объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети
вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.

9

VII. Тематическое планирование курса «Волшебная кисточка»
1 класс -16 часов в год (1 раз в неделю по0,5ч)
Внеурочное занятие
(тема, название)
1. Я художник. Как
работают художники.
Комплектование
групп.

Формы организации
внеурочной
деятельности
Рассказ, беседа,
диагностика уровня и
характера
дошкольной
подготовки.

Деятельность
учителя
(осуществляемые
действия)
Объяснительно –
иллюстративная.

Деятельность
учащихся
(осуществляемые
действия)
Индивидуальная,
изображение радостного
солнца.

Формируемые умения

Знать форму изображения солнца.
Уметь рассказывать о своём настроении,
рисовать форму круга (окружности). Умение
участвовать в диалоге, аргументировано

2. Учимся наблюдать,
видеть, примечать
красоту вокруг себя.
Комплектование
групп.

Экскурсия, рассказ,
беседа, наблюдения,
сбор природного
материала.

Продуктивная,
объяснительно –
иллюстративная,
игровая.

Коллективная,
индивидуальная.
Практическая (сбор
материала)

доказывать свою позицию.
Умение слушать, наблюдать, работать
индивидуально по заданию учителя.
Учить высказывать своё отношение к природе
осени. Развитие композиционного мышления
и воображения, творческого личностного

3. Цветоведение
(основные цвета и их
оттенки)

Рассказ, беседа,
Объяснительно –
наглядность (цветовой иллюстративная.
модуль)

Индивидуальная,
изображение, работа по
заданному алгоритму.

саморазвития.
Умение участвовать в диалоге, отстаивать
своё мнение. Развитие чувства эстетического
вкуса.
10

4. Изображать можно
и пятном.

Рассказ, беседа,
упражнения,
наглядность,
демонстрация, игра
«Сказка про
превращения пятна в
образ»

Объяснительно –
иллюстративная,
частично-поисковая,
игровая.

Индивидуальная,
изображение зверушки
из произвольно
сделанного краской
пятна.

Уметь пользоваться языком изобразительного
искусства, применять основные средства
художественной выразительности (пятно)
в рисунке на плоскости. Уметь воплощать
замысел в своей работе, решать творческие
задачи на уровне импровизаций, участвовать
в диалоге, совместно обсуждать,

5. Изображать можно
и пятном. Волшебные
краски осеннего
дерева.

Коллективная работа,
рассказ, беседа,
упражнения,
наглядность,
демонстрация, игра.

Объяснительно –
иллюстративная,
частично-поисковая,
игровая.

Коллективная работа,
изображение осеннего
леса.

анализировать произведения, работы.
Уметь пользоваться языком изобразительного
искусства, применять основные средства
художественной выразительности (пятно)
в рисунке на плоскости. Уметь воплощать
свой замысел в коллективной работе,
участвовать в диалоге, совместно
обсуждать, анализировать произведения,

6. . Изображать
можно линией.

Рассказ, беседа,
наглядные пособия.

Продуктивная,
объяснительно –
иллюстративная,
игровая.

Индивидуальная,
изображение рисунка
линией на тему
«Расскажи нам о себе»

работы.
Уметь применять основные средства
художественной выразительности на
11

основе собственного замысла, использовать
художественные материалы
7. Изображать можно
в объёме.
8. Разноцветные
краски осени
«Волшебный ковёр
красок».

Беседа, наглядные
пособия,
демонстрация, игра.
Рассказ, наглядность.

Объяснительноиллюстративная,
частично-поисковая.
Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
поисковая.

Индивидуальная, лепка
птицы из целого куска
пластилина.
Индивидуальная,
изображение.

(карандаш, фломастер), участвовать в диалоге.
Умение применять технологию лепки от большо
формы способами вытягивания и вдавливания.
Умение участвовать в диалоге.
Развитие первичных навыков рисования
по памяти и воображению.
Умение выбирать и использовать адекватные

9. Художники и
зрители. Выставка
работ.

Беседа, наглядные
пособия.

Объяснительноиллюстративная,
поисковая.

Фронтальная, выставка.

выразительные средства.
Умение вступать в общение с произведением
искусства, участвовать в диалоге, адекватно
воспринимать произведения художников.
Умение узнавать отдельные произведения

10. Изображать
можно то, что
невидно.

Рассказ, беседа,
наглядные пособия.

Объяснительноиллюстративная,
поисковая.

Индивидуальная,
изображение музыкисоздание образов,
контрастных по
настроению музыки.

выдающихся художников (В.М.Васнецов).
Умение передавать настроение в
творческой работе с помощью тона и
композиции. Умение выбирать и использовать
адекватные выразительные средства, умение
участвовать в диалоге.
12

11. Мир полон
украшений.

12-13. Красоту надо
уметь замечать: узоры
на крыльях.
Симметрия,
симметричность.

Рассказ, беседа,
наглядность, игра.

Рассказ, беседа,
наглядность.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
игровая.
Объяснительноиллюстративная,
частично-поисковая.

Индивидуальная,
изображение сказочного
цветка (по
воображению).
Индивидуальная,
украшение крыльев
бабочки.

Развитие навыков рисования по воображению.
Умение участвовать в диалоге, выбирать и
использовать адекватные выразительные средст
Знание понятия о симметрии. Умение
использовать художественные материалы
для графического изображения (гелевая
ручка), создавать творческие работы на

14-15. Красоту надо
уметь замечать:
красивые рыбы.
Аквариум.

Рассказ, беседа,
упражнения,
наглядность.

Объяснительноиллюстративная,
частично-поисковая.

Индивидуальная,
украшение рыбки
узорами чешуи.

основе собственного замысла.
Умение строить коипозиции, использовать
художественные материалы (гуашь,
фломастеры). Начальное овладение техникой
монотипии. Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные

16-17. Красоту надо
уметь замечать:
украшения птиц.
Анималисты.
18. Как украшает себя
человек.

Рассказ, беседа,
наглядность,
демонстрация.
Рассказ, беседа,
наглядность.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная.
Продуктивная,
объяснительноиллюстративная.

Индивидуальная,
изображение нарядной
птицы.
Индивидуальная,
изображение любимых
сказочных героев и их
украшений.

выразительные средства.
Умение решать творческие задачи на уровне
импровизации, знать понятие орнамент.
Умение участвовать в диалоге.
Умение строить композиции, создавать
творческие работы на основе собственного
13

замысла. Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные
19-20. Создаём
праздник сами.
Проект.

Беседа, наглядность,
демонстрация.

Репродуктивная.

Индивидуальная,
коллективная.

выразительные средства.
Умение выбрать и применить выразительные
средства для реализации собственного
замысла в художественном произведении,
умение участвовать в диалоге, работать

21. Народные
промыслы России.
Городецкая роспись,
орнамент.
22. Идём в музей
(виртуальная
экскурсия).
Третьяковская
галерея.
23. Народные
промыслы:
Филимоновская
игрушка, Дымковская,
Богородская игрушка.
24. Постройки в
нашей жизни.

Беседа, наглядность,
демонстрация.

Наглядность,
демонстрация.

Наглядность,
демонстрация.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная.
Презентация.

Индивидуальная,
изображение узора.

Объяснительноиллюстративная.
Презентация

Индивидуальная,
коллективная, диалог,
обсуждение.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная.

в группе.
Уметь выполнять элементы городецкой
росписи. Уметь создавать из элементов

Индивидуальная,
изображение нарядной
игрушки.

росписи композицию.
Знать в общих чертах историю
Третьяковской галереи (произведения и
авторов известных полотен).
Уметь выполнять элементы росписи
(филимоновская, дымковская, богородская).
Уметь создавать из элементов росписи

Беседа, наглядность,
демонстрация, игра.

Объяснительноиллюстративная,
поисковая, игровая.

Индивидуальная,
изображение сказочного
дома для себя и своих

композицию.
Развитие композиционного мышления и

14

товарищей по
воображению.

воображения, умение создавать
творческие работы на основе собственного
замысла, использовать художественные
материалы. Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные

25. Домики, которые
построила сама
природа.

Рассказ, беседа,
наглядность,
демонстрация, игра.

Репродуктивная,
игровая.

Индивидуальная, лепка
сказочных домиков в
форме овощей и
фруктов, грибов.

выразительные средства.
Умение использовать художественные
материалы (пластилин), применять приёмы
лепки с приставными деталями. Умение

26. Всё имеет своё
настроение.

Беседа, упражнения,
наглядность.

Репродуктивная.

Индивидуальная,
создание простых
образов из простых
геометрических фигур.

участвовать в диалоге.
Уметь видеть конструкцию – построение
предмета; использовать художественные
материалы (бумага); применять навыки
изображения в технике аппликации.
Умение создавать творческие работы на

27. «Город, в котором
мы живём».

Экскурсия в
краеведческий музей.
Беседа, рассказ.

Продуктивная.

Коллективная,
индивидуальная.

основе собственного опыта.
Знать историю своего города, известных
людей города (художников, поэтов,
композиторов, героев ВОВ).
15

28. «Город, в котором
мы живём».

Беседа, наглядность.
Коллективная работа.

Продуктивная.

Коллективная, создание
панно «Город, в котором
мы живём».

Знать жанр изобразительного искусства
- пейзаж. Формирование представлений о
пространственной композиции, умение
воспринимать окружающий мир. Умение
участвовать в диалоге, выбирать и
использовать адекватные выразительные

29. «Сказочная
страна». Создание
панно.

Беседа, наглядность,
сказка.

Продуктивная

Коллективная работа,
создание панно.

средства.
Формирование представлений о
пространственной композиции, умение
сформулировать замысел, участие в диалоге.
Уметь использовать художественные
материалы (бумага); применять основные
средства художественной выразительности в

30. Герои сказок в
произведениях
художников и
народных мастеров.
Творчество
В.М.Васнецова.

Беседа, упражнения,
наглядность.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная.

Индивидуальная,
создание образов по
памяти.

декоративных работах.
Умение выбрать и применить
выразительные средства для реализации
собственного замысла в художественном
произведении, умение участвовать в
16

31. Пропорции и
форма различных
садовых цветов.

Рассказ, беседа,
упражнения,
наглядность.

Объяснительноиллюстративная,
частично-поисковая.

Индивидуальная,
изображение цветка ( с
натуры или по памяти).

диалоге, работать в группе.
Умение слушать, наблюдать, работать
индивидуально по заданию учителя. Учить
высказывать своё отношение к нежным
краскам весны. Развитие композиционного
мышления и воображения, творческого

32. Урок любования.
Умение видеть.

Беседа, демонстрация.

Продуктивная.

Фронтальная, экскурсия
в природу, зарисовки.

личностного саморазвития.
Умение использовать художественные
материалы (цветные карандаши); применять
основные средства художественной
выразительности в рисунке ( с натуры).

33. «Здравствуй,
лето!»

Беседа, наглядность.

Продуктивная.

Индивидуальная,
создание композиции
«Здравствуй, лето!» по
впечатлениям от
природы.

Умение применять навыки зарисовок с натуры.
Знать жанр изобразительного
искусства-пейзаж. Уметь использовать
художественные материалы, применять
основные средства художественной
выразительности. Развитие композиционного
мышления и воображения, умение создавть

творческие работы на основе собственного замы
17

с использованием зарисовок, сделанных
в природе.

2 класс - 17 часов в год (0,5 часов в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название)
1 - 2. Три основные
краски, строящие
многоцветие мира.
Комплектование
групп.
3- 4. Тёплые и
холодные цвета в
живописи. «Краски
осеннего листа».
Комплектование
групп.

Формы организации
внеурочной
деятельности
Рассказ, беседа,
демонстрация
наглядных пособий,
цветовой круг.

Рассказ, беседа,
демонстрация
наглядных
иллюстраций,
рисунок.

Деятельность
учителя
(осуществляемые
действия)
Объяснительноиллюстративная,
игровая.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная,
игровая.

Деятельность
учащихся
(осуществляемые
действия)
Индивидуальная,
изображение цветов (без
предварительного
рисунка) по памяти и
впечатлению.
Индивидуальная,
изображение природных
стихий крупными
кистями.

Формируемые умения

Развитие композиционного мышления и
воображения. Умение участвовать в диалоге,
высказывать своё мнение. Различать
основные и составные цвета.
Развитие композиционного мышления и
воображения. Умение различать основные и
составные цвета и смешивать их с белой и
черной краской. Различать жанры
произведений изобразительного

5- 6. Пастель и
цветные мелки, их
выразительные
возможности. «Живая
клякса».

Рассказ, беседа,
демонстрация
наглядных пособий,
игра.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная,
игровая.

Индивидуальная,
изображение осеннего
леса (по памяти и
впечатлению).

искусства – пейзаж.
Овладение навыками построения
композиции, создание творческих работ
на основе собственного замысла,
18

использование художественных материалов.
Умение участвовать в диалоге, адекватно

7. Беседа «Родная
природа в творчестве
русских художников».

Рассказ, беседа,
презентация.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная,
парная.

Коллективная,
индивидуальная.

воспринимать произведения художников.
Умение вступать в общение друг с другом
по поводу произведений искусства. Умение
участвовать в диалоге, адекватно

8 -9. Выразительные
возможности
графических
материалов. «Осенний
лес. Мы рисуем
осень».

Рассказ, беседа,
демонстрация
наглядных пособий,
игра.

Объяснительноиллюстративная,
частично- поисковая.

Индивидуально –
коллективная,
изображение осеннего
леса (по памяти и
впечатлению),
коллективная
композиция фриз.

воспринимать произведения художников
Умение вступать в общение друг с другом
по поводу произведений искусства. Умение
передавать настроение в творческой работе с
помощью линии, используя художественные
материалы. Различать виды изобразительного

10 – 11. Рисование с
натуры. Овощи и
фрукты. «Натюрморт
в творчестве
художников».

Рассказ, демонстрация
наглядных пособий,
рисунок.

Объяснительноиллюстративная,
частично- поисковая.

Групповая,
коллективная,
индивидуальная.

искусства – графика.
Выбор и применение выразительных
средств для реализации собственного
замысла в рисунке с натуры. Учить рисовать с
натуры. Иметь представление о натюрморте,

12. Беседа
«Художники

Наглядность,
демонстрация.

Объяснительноиллюстративная.

Индивидуальная,
коллективная, диалог,

особенности композиции в натюрморте.
Различать элементарные основы
19

анималисты».

Презентация

обсуждение.

изобразительного языка художников –
анималистов. Иметь представление о

13 -14. Рисование с
натуры животных.
Заяц, бабочка.
15. Беседа
«Художники –
сказочники».

Беседа, наглядность,
наглядные пособия.
Наглядность,
демонстрация.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная.
Объяснительноиллюстративная,
наглядная.

Индивидуальная,
изображение животных
или зверей.
Индивидуальная,
коллективная, диалог,
обсуждение.

художниках анималистах и их творчестве.
Умение использовать адекватные выразительны
средства в творческой работе. Умение решать
творческие задачи на уровне импровизаций.
Различать элементарные основы
изобразительного языка художников –
сказочников. Иметь представление о

16 -17. Русские
народные сказки
(добрый и злой образ).

Беседа, наглядность,
наглядные пособия.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная.

Индивидуальная,
изображение сказочных
героев (по памяти и
представлению).

художниках сказочниках и их творчестве.
Использовать различные элементарные
основы изобразительного языка художников –
сказочников. Создавать композицию

18 -19. Изображение и
реальность.

Беседа, упражнения,
наглядные пособия.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная.

Индивидуальная,
коллективная, диалог,
обсуждение.

иллюстрирующую русскую сказку.
Умение использовать адекватные
выразительные средства в творческой работе.
Умение решать творческие задачи на уровне

20 -21. Изображение и
фантазия.

Беседа, демонстрация,
наглядные пособия.

Объяснительноиллюстративная,
репродуктивная,

Индивидуальная,
коллективная, диалог,
обсуждение.

импровизаций.
Умение создавать творческие работы на
основе собственного замысла.

20

Умение использовать адекватные
22 -23. Украшение и
реальность.

Беседа, рассказ,
наглядные пособия,
игра.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная,
игровая.

Индивидуальная,
украшение закладки для
книги узором заданной
формы.

выразительные средства в творческой работе.
Умение применять знания об орнаменте:
ритм, цвет, семантика элементов,
использование художественных материалов.

24 -25. Постройка и
реальность.
«Подводное царство»

Беседа, рассказ,
демонстрация.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная,
игровая.

Индивидуальноколлективная,
конструирование из
бумаги.

Умение вести диалог.
Развитие художественного объёмного –
пространственного мышления. Применение
основных средств художественной
выразительности в конструктивных работах;
использование навыка конструктивной

26 -27. Постройка и
фантазия.
«Необычные здания».

Беседа, демонстрация,
макеты.

28 -29. Все работаем
совместно.

Беседа, демонстрация,
технологические
карты, наглядные
пособия.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная,
игровая.

Индивидуальная,
групповая,
конструирование
фантастического города.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная,
игровая.

Индивидуальная,
конструирование
(моделирование) и
украшение.

работы с бумагой.
Умение участвовать в диалоге. Развитие
художественного объёмного –
пространственного мышления.
Умение выбирать и применять выразительные
средства для реализации собственного
замысла в художественном изделии. Умение

30 – 31. Выражение
характера (мужской и
женский образ).

Рассказ, беседа,
наглядные материалы,
демонстрация, игра.

Объяснительноиллюстративная,
частично – поисковая.

Индивидуальная.
Изображение доброго и
злого воина,

вступать в общение друг с другом.
Умение создавать творческие работы на

21

противоположные по
характеру женские
сказочные образы.

основе собственного замысла. Узнавать
отдельные произведения выдающихся
художников. Умение участвовать в диалоге
, выбирать и использовать адекватные

32- 33. Изображение
природы в разных
состояниях.

Рассказ, наглядные
пособия,
демонстрация.

Репродуктивная,
объяснительно –
иллюстративная.

Индивидуальная,
изображение
контрастных состояний
природы.

выразительные средства.
Умение передавать настроение в творческой
работе с помощью цвета и композиции,
узнавать отдельные произведения
выдающихся художников.

34. «Лето, ах лето!»
Экскурсия в
художественный
музей/

Беседа, наглядность.

Продуктивная.

Индивидуальная,
создание композиции
«Здравствуй, лето!» по
впечатлениям от
природы.

Знать жанр изобразительного искусствапейзаж. Уметь использовать художественные
материалы, применять основные средства
художественной выразительности.

22

3 класс - 17 часов (1 раз в неделю по 0,5 ч)
Внеурочное занятие
(тема, название)
1-2. Твоя игрушка
(создание формы,
роспись).
Комплектование
групп.
3-4. Посуда.
Комплектование
групп.

Формы организации
внеурочной
деятельности
Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.

Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.

Деятельность
учителя
(осуществляемые
действия)
Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.
Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Деятельность
учащихся
(осуществляемые
действия)
Индивидуальная, парная

Формируемые умения

Уметь создавать форму постройки, находить
нужную информацию и пользоваться ею.
Различать образцы игрушек Дымково,

.
Индивидуальная, парная.

Филимоново, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан
Иметь представление о работе мастера по
изготовлению посуды: конструкция, форма,
украшение, роспись. Учить расписывать
посуду элементами хохломской, городецкой,

5. Мамин платок.

Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

дымковской росписи.
Находить разнообразие художественной
росписей платков. Учить отличать платок
от ткани. Иметь представление об искусстве
росписи тканей, составлять простейший

6 - 7. Обои, шторы в
твоём доме, в твоей
комнате.

Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,

Индивидуальная, парная.

орнамент.
Выделять роль художников в создании обоев,

23

личностноориентированная.

штор. Учить разрабатывать эскиз для
создания образа будущей комнаты в
соответствии с её назначением ( используя

8- 9. Книжка –
малышка, любимому
братишке (сестрёнке).

Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

технику трафарета или штампа).
Понимать роль художника в создании книг,
многообразие видов книг. Уметь отличать
назначение книг, оформлять обложку
иллюстрации. Находить различие и роль
обложки, шрифта, буквицы. Уметь
самостоятельно оформлять обложку,

10. Поздравительная
открытка
(декоративная
закладка).

Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

используя придуманный шрифт.
Учить выполнять простую графическую
работу, различать виды графических работ.
Знать различие литографии от линогравюры.
Учить выполнять эскиз открытки или
декоративной закладки

11 – 12. Наследие
предков: памятники
архитектуры

Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная

Индивидуальная, парная.

(по растительным мотивам).
Учить находить нужную информацию в

24

(виртуальная
экскурсия).

разных источниках, и пользоваться ею.
Уметь находить памятники, посвященные
событиям Гражданской и Отечественной
войны. Знать памятники города, места их

13 – 14. Витражи и
витрины.

Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог, поступок.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Коллективная, парная.

нахождения.
Иметь представление о создании витража
и витрин, их оформление по назначению и
уровню культуры города. Уметь отличать
различные по назначению и оформлению
витрин. Учить составлять проект

15 -16. Парки, скверы
и бульвары в моём
городе.

Рассказ, диалог,
презентация.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Коллективная, парная.

оформления витрины.
Учить работать с разными источниками
информации и пользоваться ими.
Знакомство с работой художника –
архитектора. Познакомить с понятием
ландшафтная архитектура; что работа
художника – архитектора – работа целого
коллектива. Уметь создавать коллективный
25

17. Ажурные ограды.

18. Фонари на улицах
моего города.

Рассказ, диалог,
презентация.

Рассказ, наглядные
пособия,
демонстрация.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

проект.
Познакомить с разными инженерными
формами ажурных сцеплений металла.
Учить «конструировать» свои собственные
ограды.
Познакомить с разными инженерными
формами и видами фонарей. Учить
придумывать свои собственные фонари.
Развитие художественного объёмного –

19 - 20. Транспорт

Рассказ, диалог,
презентация.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

пространственного мышления.
Познакомить с историей изобретения
транспорта. Различать виды транспорта –
воздушный, наземный и его эволюцию.
Учить изображать разные виды транспорта
. Учить работать с разными источниками

21 - 22. Художник и
театр (образ
театрального героя).

Рассказ, наглядные
пособия,
демонстрация.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

информации и пользоваться ими.
Познакомить с историей возникновения
античного театра и деятельностью художника
, раскрывая сущность театрального слова,
26

показать, в чем проявляется фантазия
художника и зрителя. Учить создавать эпизод
23 -24. Театральные
маски (злые и
добрые).

Рассказ, наглядные
пособия,
демонстрация.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

театральной сказки.
Знакомство с историей происхождения
театральных масок. Показать роль художника
в создании маски, об условности языка масок.
Учить конструировать выразительные
маски из бумаги (бумагопластика) и

25. Театр кукол.

26 -27. Афиша.

Рассказ, диалог,
презентация.

Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог, поступок.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.
Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

расписывать, подчёркивая её характер.
Находить отличие кукольного театра от
других видов театра. Познакомить с
перчаточным театром. Учить создавать в паре

Индивидуальная, парная.

голову кукольного персонажа.
Знакомство с работой художников – графиков,
с театральным плакатом; назначение афиш.
Умение создавать эскиз афиши групповой или
индивидуально без помощи учителя. Учить
работать с разными источниками информации
и пользоваться ими.
27

28. Музей моего
города (виртуальная
экскурсия).

Рассказ, диалог,
презентация.

29 -32. Картина –
натюрморт, картина –
портрет, картины –
пейзаж, картины
исторические и
бытовые.

Лекция, вхождение в
контекст проблем,
диалог, поступок.

Репродуктивная,
объяснительноиллюстративная,
парная.
Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Коллективная, диалог,
обсуждение.

Знакомство с историей создания городского
музея, усадьбы Лыжина.

Индивидуальная, парная.

Учить работать с разными источниками
информации и пользоваться ими. Знать
отличие натюрморта, пейзажа, портрета.
Знать выразительные средства выражения,
о роли цвета. Уметь самостоятельно создавать

33. День Семьи.

Рассказ, диалог.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Коллективная, диалог,
обсуждение.

картину определенного и заданного жанра.
Уметь использовать художественные
материалы, применять основные средства
художественной выразительности. Развитие
композиционного мышления и воображения,
умение создавать творческие работы на

34. Экскурсия в
художественный
музей

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Коллективная.

основе собственного замысла.
Уметь использовать в работе все полученные
знания. Уметь использовать художественные
материалы (бумага, краска); применять
основные средства художественной
28

выразительности в работах. Умение вступать
в общение друг с другом, вести диалог,
договариваться друг с другом.

4 класс - 17 часов в год (1 раз в неделю по 0,5ч)
Внеурочное занятие
(тема, название)
1 -3. Пейзаж родной
земли. Гармония
жилья и природы.
Деревня – деревянный
мир. Комплектование
групп.

Формы организации
внеурочной
деятельности
Беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, презентация.

Деятельность
учителя
(осуществляемые
действия)
Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Деятельность
учащихся
(осуществляемые
действия)
Индивидуальная, парная,
коллективная.

Формируемые умения

Уметь находить информационно –
справочный материал по теме и пользоваться
им. Отличать русскую избу от других
строений, знать её устройство, украшение.
Уметь создавать образ избы (коллективная

4 -6. Образ красоты
человека.
Комплектование
групп.

Беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, презентация.

Продуктивная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

работа).
Иметь представление о красоте русского
человека, традиционной народной одежде.

29

Уметь создавать женский, мужской,
народный образ. Знать особенности характер
а сельского труда, образы, связанные с ним,
роль головного убора в народном костюме.
Учить изображать сцену труда в крестьянской
7 – 8. Народные
праздники.

Беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, презентация.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

жизни.
Иметь представление о своеобразии русской
природы, деревенской местности, её жителях,
специфике их труда. Уметь находить
информационно – справочный материал по
теме и пользоваться им. Уметь применять
выразительные средства для реализации

9 – 10. Древнерусский
город – крепость и его
жители.

Упражнения, лекция,
диалог, презентация.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная,
групповая.

своего замысла.
Уметь изображать крепостные башни,
ворота. Иметь представление о том, как
выбиралось место для постройки крепостной
стены, башни, ворот. Знать понятия вертикаль,
горизонталь. Учить изображать город –
30

11 -12 Древние
соборы.

Упражнения, лекция,
диалог, презентация.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная,
групповая.

крепость на фоне пейзажа.
Уметь объяснять, почему собор является
смысловым центром города; лепить из
пластилина макет храма (в группе). Различать
конструкцию, символику частей храма,
украшения храма. Уметь выполнять
групповую работу, знать особенности

13 -14. Древнерусские
воины – защитники.

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная,
групповая.

соборной архитектуры, пропорции соборов.
Уметь находить информационно –
справочный материал по теме и пользоваться
им. Иметь представление, как жили князья
и его люди, как одевались. Уметь изображать

15. Города русской
земли (виртуальная
экскурсия).

Диалог, рассказ,
презентация.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная.

древнерусских воинов.
Знать старинные русские города: Москва,
Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов
Великий. Уметь отличать эти города.
Находить конкретный образ и облик

16 – 17. Страна
восходящего солнца

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в

Продуктивная,
наглядная,

Индивидуальная, парная,
групповая.

каждого из этих городов.
Познакомить с особенностями легких
31

(Япония).

контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.

объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

построек и конструкций Японии. Иметь
представление об особенностях японской
культуры: графичность, хрупкость. Уметь
сравнивать бытовую постройку и храм –
пагоду. Уметь изображать природу через

18 -19. Образ
художественной
культуры Древней
Греции.

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная,
групповая.

детали (ветка, трава).
Уметь находить информационно –
справочный материал по теме и
пользоваться им. Уметь находить и
изображать греческий храм. Определять
значение искусства Древней Греции, образ

20 -21. Образ
художественной
культуры
средневековой
Западной Европы.

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная,
групповая.

греческой природы, Акрополь.
Иметь представление об образах готических
городов средневековой Европы, готические
витражи. Уметь цветом передавать
пространственные планы; конструировать
объемные формы. Уметь различать
сословное разделение людей, средневековые

32

готические костюмы (вертикальные линии,
удлиненные пропорции). Учить
конструировать объемные формы,
22 -23. Все народы
воспевают
материнство.

24 -25. Все народы
воспевают мудрость
старости.

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.
Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.
Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная,
групповая.

усложняя их декоративными деталями.
Иметь представление о том, что в искусстве
всех народов есть тема воспевания
материнства. Учить изображать мать и дитя.

Индивидуальная, парная,
групповая.

Познакомить с тем, что красота –
это эстетическая и духовная категория;
лучшие черты характера бабушки и дедушки.
Уметь найти хорошее в повседневной жизни
стариков, изображать любимых бабушек и

26 -27.
Сопереживание –
великая тема
искусства.

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная,
групповая.

дедушек.
Понимать, что искусство способно выражать
человеческую скорбь, отчаяние, что унижение,
угнетение человека следует понимать как
нарушение гармонии и красоты жизни
человека. Знать, что героическая тема в
33

искусстве имеет большое место. Уметь
изображать рисунок с драматическим
28 -29. Герои, борцы,
защитники.

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная,
групповая.

сюжетом.
Иметь представление об основных памятных
событиях: война 1812 года, Сталинградская
битва. Уметь выполнять коллективную
работу на военную тему. Знать героев войны
1812 года, Сталинградской битвы. Уметь
находить информационно – справочный

30 -31. Юность и
надежды. Искусство
народов мира.

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог,
презентация.

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Индивидуальная, парная,
групповая.

материал по теме и пользоваться им.
Знать о воплощении темы детства и юности
в искусстве всех народов. Иметь
представление об основных сюжетах и темах
детства, юности. Уметь выполнять
коллективный коллаж., самостоятельно
подбирать его сюжет. Учить изображать

32 -33. Праздник
искусства. Заочное
посещение музеев

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем

Продуктивная,
наглядная,
объяснительно-

Индивидуальная, парная,
групповая.

радость детства.
Уметь находить информационно –

34

мира.

ученика, диалог,
презентация.

иллюстративная,
личностноориентированная.

справочный материал по теме и
пользоваться им. Учить анализировать
содержание, образный язык произведений
разных видов и жанров изобразительного

34. Здравствуй, лето!
Экскурсия в
художественный
музей

Упражнения, лекция,
беседа, вхождение в
контекст проблем
ученика, диалог

Продуктивная,
наглядная,
объяснительноиллюстративная,
личностноориентированная.

Коллективная.

искусства.
Уметь использовать в работе все полученные
знания. Уметь использовать художественные
материалы (бумага, краска); применять
основные средства художественной
выразительности в работах. Умение вступать
в общение друг с другом, вести диалог,
договариваться друг с другом.

35

VIII. Описание материально – технического обеспечения курса
«Волшебная кисточка»


















Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику
В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам
художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4
кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы.
– М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.:
Просвещение, 1996. – 64 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику
Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,
создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.:
Просвещение, 2007г.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство.
Творческая тетрадь. 1 – 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1
класс. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 - 4 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток,
репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.
Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, крандаши, гелевые ручки, цветная
бумага.
Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и
холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфеденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-55-64

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».