Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлые нотки» по содержанию имеет художественную направленность. Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Эта программа актуальна, так как образование и воспитание музыкальной культуры, как части общей духовной культуры, является важным, не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Целесообразность связана с тем что, музыкальное развитие подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Воспитание любви к музыке и потребности в искусстве – возможно, если учащиеся приобретают необходимые навыки восприятия музыки путём систематического музыкально – слухового развития. Музыка побуждает различные эмоции и чувства, которые человек переносит в окружающую жизнь. Организация образовательного процесса дополнительной общеразвивающей программы «Весёлые нотки» осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком МОБУ СОШ с. Коварды им. Н.Х.Гариповой на 2023-2024 учебный год. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 10-13 лет. Количество учебных часов: 17 Основными формами являются: групповые и индивидуальные занятия, практические занятия, концерты, конкурсы, музыкальные игры. Срок освоения программы – 1 год. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели продолжительность 30 мин согласно расписанию занятий на учебный год. Цель программы: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские 2 вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокальнопесенного искусства. Задачи программы: расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка; воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству; развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры; помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности. Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 г.г. (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №497); Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.14г. № 1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29 августа 2013г.); СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41); Устав МОБУ СОШ с. Коварды им. Н.Х.Гариповой; Положение о порядке разработки, утверждения и содержании дополнительных общеобразовательных программ МОБУ СОШ с. Коварды им. Н.Х.Гариповой. 3 Планируемые результаты: Знать: - музыкальную грамоту (ноты, длительности, размер, такт, лад, ключи, знаки альтерации т.п.) и историю музыки; - основы инструментального исполнительства, музыкальной выразительности – окраска звука, интонация, динамические оттенки; - специальные понятия - основы театрального искусства и актерского мастерства; - основы ритмопластики и танца. Уметь: - применять музыкальную грамоту; - публично исполнять на концертах музыкальные произведения с музыкальной выразительностью; - использовать специальные понятия - передавать заданный образ; - координировать движения собственного тела, самостоятельно выполнять танцевальные движения под музыку, двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки. Содержание курса Инструктаж по охране труда в кабинете Нотная грамота Беседы о музыке Воспитание музыкального восприятия, слушание музыки Воспитание чувства метроритма Вокально-интонационные навыки, сольфеджирование Сольное пение Ансамблевое пение. Движения под музыку. Ритмопластика и танец Воспитание творческих навыков Заключительное занятие Промежуточная аттестация. Концерт 4 Методическое обеспечение: Организация учебного процесса по программе осуществляется по очной форме обучения. Применяются следующие методы обучения: - метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно слушать мнения выступающих; - метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления; - поисковый метод, предполагающий получение новых знаний обучающимися путем наблюдений; - игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков; - проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность обучающихся в освоении технологии социального проектирования и исследовательской деятельности. Список литературы. 1. Алексеев, А. О воспитании музыканта-исполнителя – М.: Сов. музыка, 1980, № 2. 2. Бекина, С.И., Ломова Т.П. «Музыка и движение» - М., 2006. 3. Буренина, А.И. «Ритмическая мозаика» - СПб., 2000. 4. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Д.И. Фельдштейна - М.: Баласс, 2008. 5. Еремеева, М.В. Музыкальная азбука - М., «Экзамен» 2012. 6. Железновы Е. и С. «Ритмика: Весёлые уроки – М., 2006. 7. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М., 2004. 8. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах – М., 1990. 9. Лёхина, Л.Н. «Путешествие в страну интервалов». Учебно-игровое пособие – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. 10. Мерзлякова, С.И., Струве Г.А. "Музыкально-литературный материал для детей 5 - 8 лет» - М., 1999. 11. Поплянова, Е.Н. «Игровые каноны на уроках музыки» - М.: Издательство «Владос», 2002. 12. Пустовойтова, М. Б.«Ритмика для детей» - М : Издательство «Владос», 2010. 13. Рокитянская, Т.А. «Воспитание звуком» Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет - Ярославль: «Академия развития», 2006. 14. Роот, З.Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» - М.: «Айрис Пресс», 2004. 5 15. Смирнова, Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. Интерпретация. – М., 2002. 16. Суворова, Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» - СПб, 2009. 6