1 Пояснительная записка. Характеризуя актуальность выбранного направления деятельности, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. И последним аргументом в пользу и значимости занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Данная программа предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Новизна разработанной программы заключается в организации учебно-воспитательного процесса. Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов проведения занятий (игровые, экскурсии, конкурсы, выставки, персональные выставки др.), а так же дает возможность тесно сотрудничать родителям и учителям. Возможность еще больше сблизиться детям и родителям. Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что программа может использоваться для работы с детьми с ОВЗ. На одном занятии совмещается и теория и практика. В данной образовательной программе происходит интеграция всех образовательных областей, чего требуют сейчас ФГОС. Также программа дополнительно решает задачу компенсации трудовых знаний, умений, навыков, недостаточно раскрытых в урочное время. Учебно-воспитательный процесс построен в соответствии со следующими дидактическими принципами: совместной деятельности; связи теории с практикой ; систематичности и последовательности; 2 доступности и посильности ; наглядности. Данная образовательная программа построена на следующих принципах воспитания: воспитание в труде; личностный подход; гуманизация воспитания (уважение ребенка); учет возрастных особенностей. Цель программы: - формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения Программа ставит следующие задачи: Обучающие: - формировать умений конструировать; - познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами; - овладение начальными технологическими знаниями, умениями и навыками: умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы, работать с чертежами; - обучить различным приемам работы с бумагой. Развивающие: - способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение); - развивать творческое воображение, познавательные возможности детей; - развитие мелкой моторики; - развитие познавательного интереса у младших школьников; Воспитательные: - научить экономному и разумному использованию бумаги; -воспитывать терпение и усидчивость. Программа рассчитана на один год обучения для учащихся 5-6 классов. Дети 10-12 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются: - «потребность во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослых, его поддержке и одобрении, что способствует созданию доброжелательной обстановки ; -познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания; -потребность в общении, желании выполнять важную общественную деятельность, имеющую значение как для него самого, таки для окружающих. 3 Набор детей на занятия оригами - свободный. Общая продолжительность обучения составляет 17 занятия (1 час в 2 недели). Занятия проводятся по 30 минут в соответствии с нормами СанПина в кабинете для внеурочных занятий в первой половине дня. Формами организации образовательного процесса являются групповая, индивидуальная (в рамках учебного времени). Виды занятий: комбинированные занятия; конкурсы; занятия – игры; выставки. Основные виды деятельности учащихся: складывание модулей; собирание игрушки, украшение поделки; презентация своей работы. Планируемые результаты К концу учебного года дети должны знать: -правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами; -простейшие процессы и приемы обработки разной бумаги; -физические, механические и технологические свойства разной бумаги; -общие сведения о производстве и труде взрослых; К концу учебного года занятий в кружке дети должны уметь: -выполнять правила безопасности при организации своего рабочего места; -выполнять простейшие процессы и приемы обработки бумаги; -использовать физические, механические и технологические свойства бумаги при изготовлении изделия; -выполнять операции измерения, разметки, используя измерительные инструменты; -презентовать результаты работы; -сравнивать, сопоставлять объекты на основе заданных алгоритмов, выделять общее и различия; -работать по заданному алгоритму -конструировать макеты из бумаги. С точки зрения УУД учащиеся имеют возможность научиться: самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию; способности задавать и отвечать на вопросы. 4 работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения; обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации. умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий. Ожидаемые результаты от реализации содержания программы: создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Формы подведения итогов реализации образовательной программы . • Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ учащихся • Участие в конкурсах разного уровня. •Защита проектов и проведение мастер-классов. Система оценки достижений Оценивание в течении года будет производиться по: - выставке индивидуальных и групповых работ; - умению находить информацию из литературы, интернета - мониторинг развития мелкой моторики. Также планируется вручение сертификатов об окончании курса «Модульное оригами». Содержание программы Программа определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Разделы Основное содержание Введение (информационномотивационный блок) Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов. Информационные сведения об истории происхождения бумаги, ее свойствах, назначении и применении. Метод проектов: структура и алгоритм выполнения проекта. Примеры учебных проектов. 5 Бумага, о которой мы не знали Конструкторское бюро (практика) С миру по нитке (информационнопознавательный блок) «по следам наших мастеров» ( проверочный блок) Азбука модульного оригами: знакомство с понятием «модуль», складывание базового модуля; способы соединения модулей ,способы добавления и убавления модулей; обозначение на чертежах. Изготовление модулей. Создание объёмных фигур по схеме, по собственному замыслу (с помощью педагога, самостоятельно). Оформление работ. Работа над индивидуальными и коллективными проектами: разработка эскиза изделия и технологической карты, описание и фотоотчёт, оформление результатов, презентация, оценка. Интересные факты о животных. Царство растений. Исторические курьёзы. История праздников, отмечаемых в России. Праздничные атрибуты. Необычные праздники в разных странах. Подарки. Викторины, соревнования, игры и упражнения на применение полученных знаний и умений. Участие в конкурсах, организация выставок. Древо мастеров. Тематический план № Тема занятия 1 Что такое оригами? Виды оригами. Геометрия в нашей жизни. 2 Модульное оригами в России 3 Прямоугольник основная фигура модульного оригами. 4 Базовые способы соединения модулей Содержание Планируемые результаты Знакомство с Учить разрезать бумагу коллекцией бумаги, по прямой материалами для воображаемой линии проведения сгибать готовый лабораторной работы квадрат пополам, Обобщение знаний о совмещая углы и геометрических стороны. Учить фигурах.. самостоятельно делить прямоугольник- базовая лист разными фигура. Приемы способами: разметки листа формата совмещением смежных А4 на равные сторон. Сгибание прямоугольники. боковых острых углов в разных направлениях Знакомство с историей Познакомится с развития оригами в работами российских России. российские мастеров. мастера. Практическое занятие. Изготовление Способ заготовки треугольных модулей. основной единицы Сгибание сторон к модульного оригамицентральной линии. модуля Складывание модели пополам. Корректировка модели ножницами Практическое занятие. Учить самостоятельно Знакомство с делать модули, инструкционными работать с Кол. час 1 1 1 1 6 5 картами. Условные обозначения, приемы, термины Изготовление простой Практическое занятие. фоторамки из модулей (объемная ) инструкционными картами. Отработка и 1 закрепление умений изготавливать модули и способов их соединения Отработка и 1 закрепление умений изготавливать модули и способов их соединения. Умение читать схему. Умение читать схему. 1 6 Приемы увеличения Практическое занятие. количества модулей в ряду. 7 Приемы убавления Практическое занятие. количества модулей в ряду. Базовая форма « Практическое занятие. Отработка и шар» Способы соединения закрепление умений модулей для получения изготавливать модули и формы «шар» способов их соединения. изготовление изделия «шар» по заданной схеме. Моделирование Знакомство с Составление схемы Елочных игрушек. технологией изготовления елочной Объемная елочная промышленного игрушки «шар». игрушка изготовления елочных Показать практическое украшений. применение оригами Практическое занятие. составление эскиза елочной игрушки, цветовой дизайн. Моделирование. Беседа по теме “Что Показать практическое Изделие «снежинка» в такое снег и лед”; применение изделия 3Д знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно. Моделирование Лебедь Беседа по теме: “Птицы Учить работать с . нашего края»”, Инструкционным знакомство с картами для инструкционными изготовления моделей картами для птиц изготовления моделей птиц. Практическая работа 8 9 10 11 1 1 1 1 7 12 13 14 15 16 Фламинго (объемный) Моделирование Беседа «что мы знаем о фламинго? »знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Практическая работа Моделирование Беседа «Журавль«журавлик» (объемный) символ мира» знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Практическая работа Валентинки из оригами. Знакомство с ( объемное изделие) инструкционными картами. Практическая работа . «Валентинкисердечки» Самолет, пароход, танк Индивидуальная работа для папы по изготовлению модели самолёта: цветовое решение, чтение схемы готовой, составление своей схемы самолета, парохода или танка по аналогии. Беседа по теме: “ВОВ”, “Красная Армия”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей самолета. Букет для Беседа по теме мамы и бабушки. “История празднования дня 8 Марта”; знакомство с инструкционными картами для изготовления цветов( роза, гвоздика, гиацинты) Учить работать с Инструкционными картами для изготовления моделей птиц ( фламинго). Выбор цветового решения. Работа с Инструкционными картами для изготовления моделей птиц (журавлик) 1 Закрепить приемы Соединения. Складывание боковых сторон к диагональной линии. Приступить к ознакомлению с условными обозначениями Вкладывание боковых сторон (многослойный квадрат). Знакомство многослойной ромбовидной фигурой. Закрепление сгибания углов из сторон. Учить работать по несложным схемам., составлять и записывать свои схемы. 1 Учить работать с инструкционными картами для изготовления цветов. 1 1 8 17 Космос рядом. Планеты Беседа по теме: солнечной системы. “Космос”, “Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт в мире” знакомство с инструкционными картами моделей ракеты , и планет ( шар) 18 Выставка работ Учить работать с инструкционными картами моделей ракеты, закрепить умения собирать «шар»-планету на выбор (земля, марс и т.д.) 1 Выставка работ учащихся. ( по возможностиперсональные выставки) Условия реализации программы Ресурсное обеспечение: Занятие модульное оригами могут вести как педагоги начальной школы, так и педагоги дополнительного образования, а так же приветствуется помощь родителей. Для каждого ученика требуется: Учебные столы и стулья Инструкционные карты и схемы складывания изделий Конверты для незаконченных работ Двухсторонняя цветная бумага Белая бумага («снегурочка») Старые глянцевые журналы Карандаши Ластики Ножницы Клей Бумажные салфетки Список используемой литературы : Для педагога: 1.Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник про грамм /составители А.П. Мишина, Н.Г.Шевцова/ Ульяновск, УИПКПРО,2011 2.Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999. 3.Горский В. А.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. :Просвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения) 4.Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998. 5.Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985. 6.Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000. Для учащихся: 1. Делаем 50 поделок из бумаги. - Издательство «Попурри», Минск, 2001. 2. «Оригами. Бумажный зоопарк». Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Издательский дом «Литера», СПб., 2005. 3. «Оригами. Динамические модели». Нина Острун, Алексей Лев. «Айрис – Пресс», 2 4. «Оригами. Игрушки из бумаги». Соколова С.В., М. – СПб., 2000, 2001. Серия «Энциклопедия рукоделия». 5. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000. 9 Интернет – ресурсы: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/560 http://all-origami.ru/ http://www.origami.ru/main.htm http://www.origami.kulichki.ru/index.php http://stranamasterov.ruhttp://stranamasterov.ru 10