ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИСТОРИИ: Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.). Личностные результаты: — сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; — самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; — готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; — мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно - ориентированного подхода; — Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России; — познавательный интерес к прошлому своей Родины; — развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; — осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к самосовершенствованию; — осознание своей идентичности, этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; — понимание культурного многообразия мира, осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, толерантность; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; — сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. — сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; — формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметные результаты: — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; — готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; — формирование и развитие основ читательской компетенции; — систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; — выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); — приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; — способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); — заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. — активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. Предметные результаты: 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. 7) способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; 8) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории. Частными предметными результатами обучения истории в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; — соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: — характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; — группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. 3. Работа с историческими источниками: — читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; — осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых,' изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания. 4. Описание (реконструкция): — последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; — характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: — различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); — соотносить единичные исторические факты и общие явления; — различать причину и следствие исторических событий, явлений; — выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; — раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; — сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; — излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: — приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; — определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: — применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; — использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде; — способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Планируемые результаты 8 КЛАСС Личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями; • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа; • соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя); • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя); Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя); • работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога); • использовать изученный материал для решения познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения прирешении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества; • способность применять понятийный аппарат исторического знания; • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории; • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: Выпускник научится: • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Выпускник получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ 8 КЛАСС Всеобщая история. История нового времени. (26 часа). Рождение нового мира. «Европейское чудо»: индустриальные революции Эпоха Просвещения Поиски путей модернизации. Национальные идеи. Новый облик Европы. Мир художественной культуры Просвещения. Международные отношения в XVIII веке: войны и революции. Европа в век Просвещения. Англия на пути к индустриализации. Франция при Старом порядке. Германские земли в XVIII веке. Австрийская монархия Габсбургов в XVIII веке. Эпоха революций. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. Французская революция XVIII века. Европа в годы Французской революции. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Османская империя. Персия. Индия. Крушение империи Великих монголов. Китай. Изоляция страны от внешнего мира. Япония на пути модернизации: насильственное «открытие» «закрытой» страны. Колониальная политика европейских держав в XVIII веке. История России (44 часов). Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи Россия в эпоху преобразований Петра I Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I. Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии). Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий. Оппозиция реформам Петра I. Внешняя политика. Преобразования Петра I в области культуры. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I. Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Внешняя политика России второй половины XVIII в., Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Россия при Павле I. Региональный компонент СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Всеобщая история. История нового времени. (70 часов). № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Количество часов Название темы Введение. Мир к началу XVIII века. Контрольные работы 1 Входная контрольная работа 1 Рождение Нового мира. 1 7 Европа в век Просвещения 5 Эпоха революций. 6 Традиционные общества Востока 5 Обобщение и контроль знаний по разделу «Всеобщая история. История Нового времени» 1 Итого 1 26 Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи (44 часа) № п/п Название темы Количество часов 1 Россия в эпоху преобразований Петра I 14 2 Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов 7 3 Обобщение и контроль знаний по разделу «Россия в Эпоху Петра I» 1 Контрольные работы 1 4 Российская империя при Екатерине II 8 Обобщение и контроль знаний по разделу «Российская империя при Екатерине II» 1 5 Российская империя при Павле I 3 6 Культурное пространство Российской империи в XVIII веке 8 7 Итоговый контроль знаний по курсу истории 8 класса 1 8 Информационно – творческие проекты учащихся 1 Итого 1 1 44 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 8 КЛАССА В результате изучения истории в 8 классе ученик должен знать/понимать: основные этапы и ключевые исторические события (время, место, участники, обстоятельства); хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории и истории России; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; основные информационные источники по историческим периодам; наиболее распространённые и научно-обоснованные интерпретации и оценки событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; уметь: соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; извлекать необходимую информацию из различных исторических и современных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.) и систематизировать полученную информацию, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVIII веке; уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России. № урока п/п Календарно – тематическое планирование по истории 8 класс Дата по Дата Тема урока / § по УМК плану факт. 1. Введение. Мир к началу XVIII века. 2. Входная контрольная работа. Примечания Европейское чудо»: индустриальные революции, капитализм. §1 2 Эпоха Просвещения: новые взгляды, 4. веротерпимость, космополитизм. §2 Поиски путей модернизации. 5. Национальные идеи. §3 6. Новый облик Европы. §4 Мир художественной культуры 7-8 Просвещения. §5-6 9Международные отношения в XVIII веке: 10 войны и революции. §7 11. Англия на пути к индустриализации. §8 12. Франция при Старом порядке. §9 13. Германские земли в XVIII веке. §10 Австрийская монархия Габсбургов в XVIII 14. веке. §11 Английские колонии в Северной 15 Америке. § 12 Война за независимость. Создание 16 Соединенных Штатов Америки. §13 Французская революция XVIII века. §1417-18 15 Европа в годы Французской революции. 19-20 §16 21 Османская империя. Персия. §17 Индия. Крушение империи Великих 22 монголов. §18 Китай. Изоляция страны от внешнего 23 мира. §19 Япония на пути модернизации: 24 насильственное «открытие» «закрытой» страны. §20 Колониальная политика европейских 25 держав в XVIII веке. §21 3. 26 Итоговое обобщение: контроль знаний. № урока п/п Тема урока / § по УМК 1 Введение. У истоков Российской модернизации 2 3 Примечания 4 5-6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16-17 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27-28 29 30 31 32-33 34 35 36 Россия в системе международных отношений § 17 Внутренняя политика Екатерины II § 18 Экономическое развитие России при Екатерине II § 19 Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. § 20 Народные движения. Восстание Е. И. Пугачёва § 21 Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II Р/К. Казачество на Ставрополье Внешняя политика Екатерины II § 22 Освоение Новороссии и Крыма § 23 Повторительно-обобщающий урок по теме Внутренняя политика Павла I § 24 Внешняя политика Павла I § 25 Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. 37 38 39 41 Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство Народы России в XVIII в. Р/К. Народы Северного Кавказа Перемены в повседневной жизни российских сословий § 26 42 Обобщение и контроль знаний по курсу. 40