Рабоч.программ по истории 9 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9-го класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.);
- Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей
Историко-культурный стандарт);
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010г. №1897»;
- Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования
(протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
- Авторская программа по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева,
А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы);
- Авторская программа курса всеобщей истории О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. - М.:
Просвещение, 2014 г;
Приказа Минопросвещения России от 08.05.2019 г №233 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
России от 28 декабря 2018 г №345»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении Рабочих программ учебных
предметов, курсов педагогов, реализующих ФГОС НОО, ООО, СОО МБОУ «Ромодановская СОШ
№2»
- Учебного плана МБОУ «Ромодановская СОШ №2» Ромодановского муниципального
района РМ на 2020-2021 учебный год
Данная программа ориентирована на УМК по истории:
«История России. 9 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А.
В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2017.
Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 9 класс.
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. - М.: Просвещение,
2020
.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их
значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного
образа России.
Задачи изучения истории в школе:
 формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как
части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур;
 овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, научной и культурной сферах приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных
глобальных процессов;
 формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;

 воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.

В соответствии ФГОС основного общего образования и учебного плана МБОУ
«Ромодановская СОШ №2» на изучение истории в объеме обязательного минимума содержания
основных образовательных программ отводится в 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2
учебных часа в неделю, но в виду того, что в учебном году по учебному плану для 9 классов
отведено 34 учебные недели, то количество часов на изучение курса в 9 классе сократилось на 2
часа за счет резерва, и составляет 68 учебных часов в год. Из них 28 часов отведено на изучение
всеобщей истории, 40 часов на изучение истории России.
Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методический комплект:
1. Учебник. История России. 9 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А.Я.Токарева и др. под
редакцией А. В. Торкунова; М.«Просвещение», 2017;
2. Учебник «Всеобщая история. Новая история. 9 класс», авторы: А.Я.Юдовская,
П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искендерова; М. «Просвещение», 2020 год.
3. Поурочные рекомендации. История России. 9 класс. Журавлева О.Н.
4. Поурочные разработки. Всеобщая история. Новая история.1800-1913 гг. авторы:
А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина; М.»Просвещение», 2002 г.
5. Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
6. Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
7. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9
классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
8. Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
Программно-нормативное обеспечение:
1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории
(http://минобрнауки.рф/документы/3483).
4. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
5. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9
кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение,
2016.
6. Рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина –
О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2014 год
Информационно-коммуникационные средства: ЭОР, ЦОР, ресурсы Интернета.
- Электронное пособие «Государственная символика России. История и современность».
- Государственные символы России. История и современность. Детская энциклопедия. №122009.
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены
новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики
обучения
- http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
- http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для
педагогов
- http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
- http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
- http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

- http://www.fipi.ru - ФИПИ
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации,
внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
- http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
- http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка,
сообщество педагогов, новости…)
- http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
- http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории.
Подробные биографии, документы,
статьи, карты
- http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
- http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
http:/www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ
- http://pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет.
- http://mlis.ru - методико-литературный Интернет-сервис
-http://www .center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику
-http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные
документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер
информационной поддержки Единого государственного экзамена.
-http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства « Просвещение». На сайте
представлены Интернет-уроки, которые включают подготовку к сдаче ЕГЭ.
-http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти
учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий
с ответами, методические рекомендации и образцы решений.
-http://it-n.ru - сеть творческих учителей
- http://www.alleng.ru - Образовательные ресурсы Интернета - История.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
Личностные результаты изучения истории включают:
 освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и
этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на
территории России в XIX в.;
 уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническую
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
 уважение к истории родного края, его, культурным и историческим памятникам;
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её
достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
 устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
 уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку
действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
 внимательное отношения к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
 развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
 формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
 готовность
к выбору профильного образования, определение своих
профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
 планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты,
адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
 самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать
свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
 выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём
сотрудничества;
 адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические
контекстные высказывания;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы
работы;
 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
 ставить проблему, аргументировать её актуальность;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
 делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
 представление о территории России и её границах, об их изменениях на
протяжении XIX в.;
 знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в
изучаемый период;
 представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX
в.;
 умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий
социальных групп;
 представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
 знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники
и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их
отличительных черт и особенностей;
 установление взаимосвязи между общественным движением и политическими
событиями (на примере реформ и контрреформ);
 определение и использование основных исторических понятий периода;
 установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
 установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки
и Азии в XIX в.;




составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной
литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
 анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в.
(законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная
переписка, мемуарная литература и т. п.);
 анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых
ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II;
государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П.
Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.;
представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И.
Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;
 сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических
событий и личностей;
 определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и
трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя
России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
 систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
 приобретение опыта историко-культурного, историко- антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
 представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места
культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Планируемые результаты изучения курса «История»:
Ученик научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как
исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени;
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах
важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний,
колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других
странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснятьпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между
народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации
и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Ученик получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие
черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного предмета.
9 класс
Всеобщая история ХIX в. – начало ХХ вв. (28 часов)
Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация —
обновление, изменение традиционного общества за счёт заимствования системы ценностей,
признанных как приоритетные для современного этапа развития мира. Модернизация с позиции
теории эшелонированного развития капитализма. Основные черты индустриального общества
(классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство
товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный
технический прогресс. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. Становление индустриального общества
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Завершение промышленного
переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Изобретения Ж. М.
Жаккара. Дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным
переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в
средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика.
Автомобиль Г. Форда. Дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж. Шарль: создание
аэростата. Ф. фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники энергии.
Открытие электрической энергии и способы её использования. Революция в средствах связи.
Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую
экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Ускорение темпов
промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизация. Индустриальная
революция и изменение социальной структуры общества. Изменение политической и
экономической сущности аристократии. Развитие новых основных классов капиталистического
общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Пороки капитализма: эксплуатация
женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических отношений.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Технический
прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати.
Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта.
Дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка.
Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде.
Новые развлечения.
Наука: создание научной картины мира. Причины роста числа открытий в области
математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных
открытий и достижений. Социальный эффект открытия электрической энергии. Роль учения Ч.
Дарвина в формировании нового мировоззрения. Микробиология. Достижения медицины. Роль и
развитие образования в капиталистическом обществе.
XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой
картины мира. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Новое поколение
«наследников» Робинзона в произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э.
Золя.
Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха
романтизма в живописи. Реализм. Критический реализм. Двенадцать лет истории французского
импрессионизма. Постимпрессионизм. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф.
Архитектура Нового времени и Нового Света.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и
государство. Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного
переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития.
Социалистические учения первой половины XIX в.: Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье.
Утопический социализм о путях преобразования общества. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и
развитии общества. Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма. Э.
Бернштейн. Анархизм.

Тема 2. Строительство новой Европы
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона.
Венский конгресс. От Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на троне.
Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика
консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский
кодекс.
Разгром империи Наполеона. Французское общество во времена империи. Франция и Англия.
Поход в Россию. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Крушение наполеоновской
империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация
Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый
европейский порядок. Новая идеология и система международных отношений.
Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Противоречия и социальные
реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Предотвращение революции в 40-е гг.
XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса». Англия — «мастерская мира». Величие и
достижения внутренней и внешней политики Британской империи.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому
кризису. Продолжение промышленной революции. Франция: экономическая жизнь и
политическое устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой Франции.
Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии.
Упрочение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей.
Бланкизм. Политический кризис накануне революции 1848 г.
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Мировой промышленный кризис и его
последствия для французской экономики. Вооружённое восстание и победа революции над
Июльской монархией. Требование провозглашения республики. Временное правительство и его
попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание. Социальное недовольство. Вторая
республика, Луи Бонапарт Наполеон. Режим Второй империи Наполеона III. Завершение
промышленного переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции.
Внешняя политика Второй империи.
Германия: на пути к единству. Германский союз. Экономика, политика и борьба за
объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в
Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение
революции. Дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Вильгельм I и «железный
канцлер» Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии и Австрии за лидерство среди немецких
государств. Австро-прусская война. Сражение при Садове. Образование Северогерманского
союза.
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Раздробленность Италии согласно
Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное
объединение Италии. Мировой промышленный кризис и Италия. Начало революции.
Национальные герои Италии: Дж. Гарибальди и Д. Мадзини. Поражение итальянской революции
и его причины. Усиление Сардинского королевства. К. Кавур. Сицилия и Гарибальди.
Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Кризис империи Наполеона III.
Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко-прусская война и Парижская коммуна.
Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и
окончание Франко-прусской войны. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и
провозглашение Германской империи. Восстание в Париже. Парижская коммуна. Попытка
реформ. Поражение коммуны: бунт или подвиг парижан?
Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального
общества
Германская империя: борьба за «место под солнцем». Пруссия во главе империи.
Изменения в политическом устройстве объединённой Германии. Ускорение темпов
экономического развития. Направления модернизации экономики. Юнкерство и крестьянство.
Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция.
«Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» О. Бисмарка —
прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к личной власти. От
«нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Национализм. Подготовка
к войне.

Великобритания: конец Викторианской эпохи. Реформирование — неотъемлемая часть
курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Бенджамин
Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового
государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской
империи: «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона». Рождение лейбористской
партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Монополистический капитализм поанглийски. Ирландский вопрос. Внешняя политика.
Колониальные захваты.
Франция: Третья республика. Последствия Франко-прусской войны для Франции.
Замедление темпов экономического развития. Проблемы французской деревни. От свободной
конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику.
Третья республика и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы
радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция — колониальная
империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к
войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения Италии.
Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Роль государства в
индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное
экономическое проникновение». Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста.
Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны.
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Господство
старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис.
Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: преобразование империи
Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство Австро-Венгрии.
«Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной
революции. Развитие национальных культур и самосознания на родов. Начало промышленной
революции. Внешняя политика.
Тема 4. Две Америки
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США — страна
от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадки — увеличение потока
переселенцев. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой
половине XIX в. С. Маккормик. Фермер — идеал американца. Плантаторский Юг. Аболиционизм.
Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам
Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской
войны и политики А. Линкольна.
США: империализм и вступление в мировую политику. Причины быстрого
экономического развития США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду.
Расслоение фермерства. Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая
олигархия. США — президентская республика. Структура неоднородного американского
общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и
политика реформ на укрепление гражданского общества и правового государства. Доктрины:
Монро, «открытых дверей», «дипломатии большой дубинки», «дипломатии доллара».
Империалистическая внешняя политика США на континенте и за его пределами.
Латинская Америка в XIX — начале XX в.: время перемен. Патриотическое движение
креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время
освободителей: С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности
развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» — полоса
государственных переворотов и нестабильности. Инерционность развития экономики.
Латиноамериканский «плавильный котёл» (тигль). Особенности католичества в Латинской
Америке.
Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
Смена торговой колонизации на империалистическую. Нарастание неравноправной
интеграции стран Запада и Востока.
Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника». Китай:
сопротивление реформам. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии
европейскими державами. Начало эры «просвещённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха

модернизации традиционной Японии. Изменения в образе жизни общества. Поворот к
национализму.
Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими
государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика
самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан
Ю-вэй. Новый курс Цыси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в
эпоху перемен. Индия — жемчужина британской короны. Влияние Ост-Индской компании на
развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Насильственное
вхождение Индии в мировой рынок. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857—
1859). Индийский национальный конгресс (ИНК). Балгангадхар Тилак.
Традиционное общество на африканском континенте. Раздел Африки европейскими
державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского
континента. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.
Тема 6. Международные отношения: обострение противоречий
Международные отношения: дипломатия или войны? Отсутствие системы европейского
равновесия в XIX в. Политическая карта мира начала XX в. — карта противостояния. Начало
распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Узлы
территориальных противоречий. Создание военных блоков: Тройственный союз, Антанта. Первые
локальные империалистические войны. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии.
Пацифистское движение.
Повторение по курсу. Обобщающее повторение курса XIX в.: модернизация как фактор
становления индустриального общества. От революций к реформам и интересам личности
Российская империя в XIX ― начале XX в. (40 ч.)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII―XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение
расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.
Россия на рубеже XVIII―XIX вв.: территория, население, сословия, политический и
экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы
М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе
преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики.
Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в
состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи.
Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое
значение войны. Подъём
патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе.
Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе.
Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика.
Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы.
Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии,
Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. ―
первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало
Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах.
Россия ― великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней
политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции,
индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота
в России. Противоречия хозяйственного развития.

Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных
движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема
общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30―50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика
Николая I. Польское восстание 1830―1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля.
Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти
с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских
противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской
системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм,
реализм).
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в
промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды
транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка
сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной
системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его
последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост
пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860―1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации.
Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания.
Движение к правовому государству.
Особенности развития
общественной
мысли и общественных движений в 1860―1890е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных
настроений. Зарождение
народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное
движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия
европейских держав в 1850―1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире.
Нарастание антиколониальной борьбы.
Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста
Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863―1864 гг.
Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья.
Особенности конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II.
Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика.
Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III.
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения
крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим
радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства.
Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880―1890-е гг. Положение основных слоёв
российского общества в конце XIX в.
Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение
марксизма.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного
национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления
внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение
России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения
во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи
фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая
наука.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционнодемократическая литература.
Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности
передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития
русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский
драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии
мировой культуры.
Изменения в быте: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация.
Изменение облика городов. Развитие связи и го- родского транспорта. Жизнь и быт городских
«верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад
культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек
индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX―XX вв. Начало второй промышленной революции.
Неравномерность
экономического
развития.
Монополистический
капитализм.
Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы
за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм
начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности
процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её
реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу
политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в
экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического
капитализма. Государственно- монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное
перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий
вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и
особенности генезиса политических партий в России.
Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие
политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства,
наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государствавассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне,
татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и
Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX―XX вв. Этническое многообразие внутри
православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже
XIX―XX вв. Международная конференция в Гааге.
«Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный
конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую
ситуацию в стране.
Революция 1905―1907 гг. Народы России в 1905―1907 гг. Российское общество и
проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Общество и власть после революции 1905―1907 гг.
Политические реформы 1905―1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система
думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.
Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг.
Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте.
Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры.
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской
культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия:
поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс.
Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура.
Скульптура.
Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство.
Русский балет. Русская культура в Европе.
«Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.
Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
Тематическое планирование по истории в 9 классе
пмм№

Наименование разделов

Максимальная
нагрузка
учащего-ся,
часы

Введение
Становление индустриального
общества
Строительство новой Европы

1
6

Теоретическое
обучение,
часы
1
4

6

5

Страны Западной Европы на
рубеже XIX – ХХ вв. Успехи и
проблемы индустриального
общества.
Две Америки

5

3

3

3

4

3

1

1

9

Традиционные общества в
XIX веке: новый этап
колониализма
Международные отношения в конце
XIX – начале XX вв
Итоговое повторение

10
11

Россия в первой четверти ХIХ в.
Россия во второй четверти XIX в.

9
8

8
5

13
14

Россия в эпоху Великих реформ
Россия в 1880—1890-е гг.

7
7

6
4

15

Россия в начале XX в.

9

7

1

ИТОГО

68

50

3

1
2
3
4

6
7
8

2

Контрольные
работы,
часы

1

1

Календарно-тематическое планирование по истории 9 класс
№

Тема урока

1

Введение

2

Экономическое развитие в XIX–начале
XXвека

3

Меняющееся общество. Век
демократизации

4

Великие идеологии

5

Образование и наука

6

7

XIX век в зеркале художественных
исканий. Повседневная жизнь и
мировосприятие человека.
Консульство и Империи.

8

Франция в первой половине XIX века

9

Великобритания: экономическое
лидерство и политические реформы

10

Объединение Италии

11

Германия в первой половине XIX века

Дата по
плану

Дата факт.

Примечания

12

Монархия Гасбургов и Балканы в
первой половине XIX века

13

США до серединыXIX века :
рабовладение, демократия и
экономический рост
Повторительно-обобщающий урок:
«Страны Европы и США в первой
половине XIX века»

14

15

Страны Азии в XIX - начале XX века

16

Африка в XIX - начале XX века

17

Латинская Америка.

18

Повторительно-обобщающий урок:
«Азия, Африка и Латинская Америка в
XIX - начале XX века»

19

Великобритания до Первой Мировой
войны

20

Франция: Вторая империя и Третья
республика

21

Германия на пути к европейскому
лидерству

22

Австро – Венгрия и Балканы до Первой
Мировой войны.

23

Италия: время реформ и колониальных
захватов.

24

США в эпоху «позолоченного века» и
«прогрессивной эры»

25

Международные отношения в XIX–
начале XX века

26

Повтор – обобщающий урок «Страны
Европы и США на рубеже XIX – XX».

27

Итоговое повторение по курсу

28

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

29

Александр I: начало
правления. Реформы М. М.
Сперанского.
Внешняя политика
Александра I в 1801—1812 гг.

30

31

Отечественная война
1812 г.

32

Заграничные походы
русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813—
1825 гг.
Либеральные и охранительные
тенденции во внутренней политике
Александра I в 1815—1825 гг.
Национальная политика Александра I.

33

34
35

Социально-экономическое развитие
страны в первой четверти XIX в.

36

Общественное движение при
Александре I. Выступление
декабристов.
Реформаторские и
консервативные тенденции во
внутренней политике Николая I.
Социально-экономическое развитие
страны во
второй четверти XIX в.
Общественное движение при Николае I.

37

38

39
40

41

42
43

44
45

46

47

48

Национальная и религиозная политика
Николая I.
Этнокультурный облик
страны. Региональный компонент.
Внешняя политика
Николая I. Кавказская война
1817—1864 гг.
Крымская война
1853—1856 гг.
Культурное
пространство империи в первой половине XIX в.
Региональный компонент.
«Россия в первой половине ХIХ в.»
Европейская индустриализация и
предпосылки
реформ в России.
Александр II: начало правления.
Крестьянская
реформа 1861 г.
Реформы 1860—
1870-х гг.: социальная и правовая
модернизация.
Социально-экономическое развитие
страны в пореформенный

49

50

51

52

период. Региональный компонент.
Общественное движение при
Александре II и
политика правительства.
Национальная и религиозная политика
Александра II. Национальный вопрос в
Европе и в России. Региональный
компонент.
Внешняя политика
Александра II. Русско-турецкая война
1877—1878 гг.
Александр III: особенности внутренней
политики.

53

Перемены в экономике и социальном
строе

54

Общественное движение в 1880-х —
первой половине 1890-х гг.

55

Национальная и религиозная политика
Александра III. Региональный
компонент
Внешняя политика
Александра III.
Культурное пространство империи во
второй
половине XIX в. Региональный
компонент
Повседневная жизнь
разных слоёв населения в
XIX в.
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.:
динамика
и противоречия развития.
Социально-экономическое развитие
страны на рубеже XIX—XX
вв. Региональный компонент
Николай II: начало
правления. Политическое развитие
страны в 1894—1904 гг.
Внешняя политика
Николая II. Русско-японская
война 1904—1905 гг.
Первая российская
революция и политические
реформы 1905—1907 гг. Региональный
компонент
Социально-экономические реформы П.
А. Столыпина.

56
57

58

59

60

61

62

63

64
65

Политическое развитие страны в 1907—
1914 гг.

66

Серебряный век русской
культуры. Региональный компонент

67

«Россия во второй половине ХIХ –
начале ХХ вв.»

68

Итоговое повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфеденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-55-64

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».