1.Планируемые результаты
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9
классов под руководством Л. Н. Боголюбова.
В программу были внесены изменения:
1. Добавлен вводный урок.
2. Тема «Личность и общество» вместо 5 ч., рассчитана на 6 ч., т. к. добавлен Повторительнообобщающий урок.
3. Тема «Сфера духовной культуры», вместо 7 ч., содержит 8 ч., т. к. добавлен повторительнообобщающий урок.
4. Тема «Социальная сфера», содержит вместо 4 ч., 5 ч., т. к. добавлен повторительно-обобщающий
урок.
5. Тема «Экономика», содержит вместо 12 ч., содержит 13 ч., т. к. добавлен повторительнообобщающий урок.
6. Резерв – распределен на повторительно-обобщающие уроки.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию,
являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и
государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении
к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных
культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности
и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и
др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в
том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической
теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение
объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать,
применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой
задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить
их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований
трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,
аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
2.Содержание учебного предмета, курса
8 класс (34 ч. в том числе 7 ч. внеурочной деятельности)
Введение (1 ч.)
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как
человек реализует себя?
Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой.
Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?
Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни
общества. Ступени развития общества.
Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI
веке. Глобальные проблемы современности.
Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление
личности. Кто помогает стать личностью?
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие
культуры в современной России.
Мораль. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.
Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.
Моральный выбор- это ответственность. Моральный выбор. Свобода- это ответственность. Моральные
знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях
информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации.
Непрерывность образования.
Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.
Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества.
Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания..
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Что такое социальная структура? Социальная мобильность.
Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальный статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По
признаку пола.
Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания.
«Почему они делают это
Тема 4. Экономика (13 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага.
Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.
Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права
собственности.
Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное
равновесие. «Невидимая рука» рынка.
Производство- основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы
производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные
организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.
Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный
бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов.
Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические
основы прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Безработица. Безработица- спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и
социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая
политика. Обменные курсы валют.
Урок обобщающего повторения (1 ч.).
Резервный урок (1 ч.)
3. Учебно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс
№ п/п
1
2
Наименование раздела
Вводный урок
Личность и общество
Количество часов
1
(6 ч)
3
4
Сфера духовной культуры (8 ч)
Социальная сфера
(8 ч)
(5 ч)
5
6
Экономика
Урок обобщающего повторения
(13 ч)
(1 ч.).
7
Резервный урок
(1 ч.)
7
Итого:
34
Календарно – тематическое планирование
по Обществознанию 2022-2023 уч.год
8 класс (34 часа)
№
Тема урока
Примеча
ния
Дата
по
плану
1
Введение. (1 ч.)
2
Личность и общество.
(6 ч)
Что делает человека человеком?
3
Человек, общество, природа.
4
Общество как форма жизнедеятельности людей.
5
Развитие общества.
6
Как стать личностью.
7
Повторительно-обобщающий урок в форме защиты
проектных работ по теме «Личность и общество»
Сфера духовной культуры. (8 ч.1
8
Сфера духовной культуры и её особенности
9
Мораль.
10
Моральный выбор- это ответственность.
11
Образование
12
Наука в современном обществе.
13
Религия как одна из форм культуры
14
Влияние искусства на развитие личности и общества
15
Повторительно-обобщающий урок в форме
защиты проектных работ по теме «Сфера духовной
культуры».
Социальная сфера. (5 ч.)
16
Социальная структура общества
17
Социальные статусы и роли
18
Семья как малая группа
Факт.
19
Нации и межнациональные отношения
20
Отклоняющееся поведение..Социальная политика
государства
Экономика (13 ч.)
21
Социальная сфера.Проверочная работа.
22
Главные вопросы экономики. Экономика и ее роль в
жизни общества.
23
Рыночная экономика
24
Производство- основа экономики.
25
Предпринимательская деятельность.
26
Роль государства в экономике.
27
Инфляция и семейная экономика
28
Банковские услуги
29
Страховые услуги
30
Рынок труда и безработица
31
Современный работник
32
Мировое хозяйство и международная торговля.
33
Повторительно - обобщающий урок в форме защиты
проектов по теме «Экономика»
34
Итоговая контрольная работа