1.Планируемые результаты Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. В программу были внесены изменения: 1. Добавлен вводный урок. 2. Тема «Личность и общество» вместо 5 ч., рассчитана на 6 ч., т. к. добавлен Повторительнообобщающий урок. 3. Тема «Сфера духовной культуры», вместо 7 ч., содержит 8 ч., т. к. добавлен повторительнообобщающий урок. 4. Тема «Социальная сфера», содержит вместо 4 ч., 5 ч., т. к. добавлен повторительно-обобщающий урок. 5. Тема «Экономика», содержит вместо 12 ч., содержит 13 ч., т. к. добавлен повторительнообобщающий урок. 6. Резерв – распределен на повторительно-обобщающие уроки. Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. 2.Содержание учебного предмета, курса 8 класс (34 ч. в том числе 7 ч. внеурочной деятельности) Введение (1 ч.) Тема 1. Личность и общество (6 ч) Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя? Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи? Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности. Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью? Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч) Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. Мораль. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть. Моральный выбор- это ответственность. Моральный выбор. Свобода- это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования. Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки. Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.. Тема 3. Социальная сфера (5 ч) Социальная структура общества. Что такое социальная структура? Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальный статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола. Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это Тема 4. Экономика (13 ч) Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности. Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка. Производство- основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство. Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителя. Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Безработица. Безработица- спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют. Урок обобщающего повторения (1 ч.). Резервный урок (1 ч.) 3. Учебно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс № п/п 1 2 Наименование раздела Вводный урок Личность и общество Количество часов 1 (6 ч) 3 4 Сфера духовной культуры (8 ч) Социальная сфера (8 ч) (5 ч) 5 6 Экономика Урок обобщающего повторения (13 ч) (1 ч.). 7 Резервный урок (1 ч.) 7 Итого: 34 Календарно – тематическое планирование по Обществознанию 2022-2023 уч.год 8 класс (34 часа) № Тема урока Примеча ния Дата по плану 1 Введение. (1 ч.) 2 Личность и общество. (6 ч) Что делает человека человеком? 3 Человек, общество, природа. 4 Общество как форма жизнедеятельности людей. 5 Развитие общества. 6 Как стать личностью. 7 Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество» Сфера духовной культуры. (8 ч.1 8 Сфера духовной культуры и её особенности 9 Мораль. 10 Моральный выбор- это ответственность. 11 Образование 12 Наука в современном обществе. 13 Религия как одна из форм культуры 14 Влияние искусства на развитие личности и общества 15 Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры». Социальная сфера. (5 ч.) 16 Социальная структура общества 17 Социальные статусы и роли 18 Семья как малая группа Факт. 19 Нации и межнациональные отношения 20 Отклоняющееся поведение..Социальная политика государства Экономика (13 ч.) 21 Социальная сфера.Проверочная работа. 22 Главные вопросы экономики. Экономика и ее роль в жизни общества. 23 Рыночная экономика 24 Производство- основа экономики. 25 Предпринимательская деятельность. 26 Роль государства в экономике. 27 Инфляция и семейная экономика 28 Банковские услуги 29 Страховые услуги 30 Рынок труда и безработица 31 Современный работник 32 Мировое хозяйство и международная торговля. 33 Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика» 34 Итоговая контрольная работа