Рабочая программа по обществознанию 8 класс

1.Планируемые результаты
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9
классов под руководством Л. Н. Боголюбова.
В программу были внесены изменения:
1. Добавлен вводный урок.
2. Тема «Личность и общество» вместо 5 ч., рассчитана на 6 ч., т. к. добавлен Повторительнообобщающий урок.
3. Тема «Сфера духовной культуры», вместо 7 ч., содержит 8 ч., т. к. добавлен повторительнообобщающий урок.
4. Тема «Социальная сфера», содержит вместо 4 ч., 5 ч., т. к. добавлен повторительно-обобщающий
урок.
5. Тема «Экономика», содержит вместо 12 ч., содержит 13 ч., т. к. добавлен повторительнообобщающий урок.
6. Резерв – распределен на повторительно-обобщающие уроки.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию,
являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и
государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении
к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных
культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности
и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и
др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в
том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической
теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение
объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать,
применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой
задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить
их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований
трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,
аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

2.Содержание учебного предмета, курса
8 класс (34 ч. в том числе 7 ч. внеурочной деятельности)
Введение (1 ч.)
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как
человек реализует себя?
Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой.
Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?
Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни
общества. Ступени развития общества.
Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI
веке. Глобальные проблемы современности.

Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление
личности. Кто помогает стать личностью?
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие
культуры в современной России.
Мораль. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.
Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.
Моральный выбор- это ответственность. Моральный выбор. Свобода- это ответственность. Моральные
знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях
информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации.
Непрерывность образования.
Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.
Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества.
Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания..
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Что такое социальная структура? Социальная мобильность.
Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальный статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По
признаку пола.
Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания.
«Почему они делают это
Тема 4. Экономика (13 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага.
Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.
Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права
собственности.
Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное
равновесие. «Невидимая рука» рынка.
Производство- основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы
производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные
организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.
Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный
бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов.
Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические
основы прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Безработица. Безработица- спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и
социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая
политика. Обменные курсы валют.
Урок обобщающего повторения (1 ч.).
Резервный урок (1 ч.)
3. Учебно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс
№ п/п
1
2

Наименование раздела
Вводный урок
Личность и общество

Количество часов
1
(6 ч)

3
4

Сфера духовной культуры (8 ч)
Социальная сфера

(8 ч)
(5 ч)

5
6

Экономика
Урок обобщающего повторения

(13 ч)
(1 ч.).

7

Резервный урок

(1 ч.)

7

Итого:

34

Календарно – тематическое планирование
по Обществознанию 2022-2023 уч.год
8 класс (34 часа)
№

Тема урока

Примеча
ния
Дата
по
плану

1

Введение. (1 ч.)

2

Личность и общество.
(6 ч)
Что делает человека человеком?

3

Человек, общество, природа.

4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

5

Развитие общества.

6

Как стать личностью.

7

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты
проектных работ по теме «Личность и общество»
Сфера духовной культуры. (8 ч.1

8

Сфера духовной культуры и её особенности

9

Мораль.

10

Моральный выбор- это ответственность.

11

Образование

12

Наука в современном обществе.

13

Религия как одна из форм культуры

14

Влияние искусства на развитие личности и общества

15

Повторительно-обобщающий урок в форме
защиты проектных работ по теме «Сфера духовной
культуры».
Социальная сфера. (5 ч.)

16

Социальная структура общества

17

Социальные статусы и роли

18

Семья как малая группа

Факт.

19

Нации и межнациональные отношения

20

Отклоняющееся поведение..Социальная политика
государства
Экономика (13 ч.)

21

Социальная сфера.Проверочная работа.

22

Главные вопросы экономики. Экономика и ее роль в
жизни общества.

23

Рыночная экономика

24

Производство- основа экономики.

25

Предпринимательская деятельность.

26

Роль государства в экономике.

27

Инфляция и семейная экономика

28

Банковские услуги

29

Страховые услуги

30

Рынок труда и безработица

31

Современный работник

32

Мировое хозяйство и международная торговля.

33

Повторительно - обобщающий урок в форме защиты
проектов по теме «Экономика»

34

Итоговая контрольная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфеденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-55-64

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».