Рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Пояснительная записка
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
на 2023-24 учебный год для 9 класса разработана в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации
в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей
природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления
Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе
Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности
жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в
Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с
учетом комплексного
1.1 Сведения о программе.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности между различными разделами курса.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к
уровню подготовки обучающихся, приложение (календарно-тематическое планирование,
УМК, контрольные тесты, критерии оценивания). подхода к формированию у обучаемых
современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе
1.2 Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена
рабочая программа линии УМК «ОБЖ»
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
1.Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2..Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с
изменениями (приказ 1.2 3.Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 декабря 2014 года N 1644)
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования)
(для X классов образовательных учреждений, для XI классов образовательных
учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021
учебном году);
4.
авторской
программы
УМК
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» под редакциейА.Т.Смирнова и Б.О.Хренникова .
5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345;
6. Приказа Минпросвещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»

7. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.04.2019 No 1010-р «О
формировании календарного учебного графика государственных образовательных
учреждений
Санкт-Петербурга,
реализующих
основные
общеобразовательные
программы, в 2019/2020 учебном году»;
8. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.03.2020 No 796-р "О
формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга,
реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год
9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской̆ Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
1.3 Сруктура программы.

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 9 классе, «Основ
безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год.
Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 час.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности
каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб
окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения
культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей
каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации
деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений,
ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего
мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является
общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в
формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль
принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время
предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку
учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде –
природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность
человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы
здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в
последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России,
а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное
представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об
опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на
здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих
возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в
различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по
оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях
(через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой

форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных
ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на
формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем,
ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
4
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью
окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и
к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей
здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
1.4 Цели и задачи.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих
задач:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения
«фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать
решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение
следующих целей:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
о здоровом образе жизни;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное
поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области
безопасности жизнедеятельности;
· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их появления, а также на основе
анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя
мероприятия направленные на формирование 5 навыков безопасного поведения и

навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным
вводным.
Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается итоговой аттестацией.
Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ.
В аттестат о среднем (основном) общем образовании обязательно выставляется
итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".
1.5Формы организации образовательного процесса — комбинированный
урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации; технологии
обучения - традиционная; виды и формы контроля — тесты, зачеты.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА














Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и дорогах;
формирование понимания ценности здорового образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом
устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовое многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
осознанное значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения, потребностей соблюдения нормы здорового образа жизни, осознано
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;



























умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в то
числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности е решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
основного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключения
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемов действий в опасных чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного,
техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от
экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма и их последствий
для личности, общества и государства;






знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а так же на основе информации, полученной из различных
источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
1.6 Виды и формы контроля.
Согласно уставу ГБОУ гимназии № 61 и локальному акту образовательного
учреждения основными видами контроля считать текущий ( на каждом уроке),
тематический ( осуществляется в период изучения той или иной темы)
промежуточный ( ограничивается рамками четверти,полугодия), итоговый в (в
конце года)
1.7 Формами контроля могут быть:
- зачет
- практическая работа.
- контрольная работа.
- тестирование.
- доклады,сообщения.
- рефлексия
- практикум.

Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ,
ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
1. Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с
которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со
странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень
влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение
формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности
для обеспечения национальной безопасности России.
2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза
национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения.
Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа.
Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние
угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в
обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности
обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской
обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС
5 России в формировании
культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное
предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система
оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская
служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем
оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон
чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов
экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые
человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
6. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и
наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют
преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.
Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно
осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по
защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы
борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической
акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической
деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные
меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные
Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению
наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение,
данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные
факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь,
существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья
человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в
формировании у человека общей культуры в области
6 безопасности
жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции
семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной
семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового
образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
Безопасность дорожного движения
Календарно – тематическое планирование по ОБЖ для 9 класса.
№
Тема

1

Россия в мировом сообществе.

2

Национальные интересы России в
современном мире.

3

Основные угрозы национальным
интересам и безопасности России.

4

Формирование общей культуры населения
в области безопасности
жизнедеятельности.

5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие
понятия и определения, их классификация.

6

Ч.С. природного характера, их причины и
последствия.

Дата по
плану

Дата
факт.

Примечания

7

Ч.С.техногенного характера их причина и
последствия

8

Военные угрозы национальной
безопасности России.

9

Международный терроризм- угроза
национальной безопасности России.

10

Наркобизнес как разновидность
проявления международного терроризма.

11

Единая государственная система
предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)

12

Г О как составная часть национальной
безопасности и обороноспособности
страны.

13

МЧС России - федеральный орган
управления в области защиты населения и
территорий от ЧС

14

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

15

Инженерная защита населения и
территорий от ЧС

16

Контрольная работа № 1. Опасные и
чрезвычайные ситуации.

17

Эвакуация населения.

18

Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в очагах поражения

19

Виды террористических акций, их цели и
способы осуществления.

20

Законодательная и нормативно-правовая
база по организации борьбы с
терроризмом.

21

Система борьбы с терроризмом.

22

Правила поведения при угрозе
террористического акта.

23

Государственная политика
противодействия наркотизму.

24

Профилактика наркомании.

25

Здоровье человека как индивидуальная
так и общественная ценность

26

Здоровый образ жизни и его
составляющие.

27

Репродуктивное здоровье населения и
национальная безопасность России

28

Ранние половые связи и их последствия.

29

Инфекции, передаваемые половым путем.

30

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

31

Брак и семья

32

Семья и здоровый образ жизни человека

33

Основы семейного права в Российской
Федерации.

34

Итоговая контрольная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфеденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-55-64

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».