Рабочая программа по ОРЭКС

Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана
рабочая программа по предмету «Основы исламской культуры» 4 классы.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования";


–




Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Устав МОБУ СОШ с.Коварды им.Н.Х.Гариповой;
ОРКСЭ. Рабочие программы. Модуль «Основы исламской культуры» -4 классы: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений по учебнику Латышиной Д.И. и Муртазина М.Ф.«Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». - М.:
Просвещение, 2022

Рабочая программа учебного предмета «Основы исламской культуры» разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО) на основе программы общеобразовательных
учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и
их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы
исламской культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики».
Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по
предмету «Основы исламской культуры». В учебно-методический комплект входят: учебное пособие
для учащихся 4 классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения.
Цель данной программы: изучение истории возникновения, распространения ислама, основ
его учения и духовных ценностей.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1.Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в
многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
2.Способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных
и религиозных традиций многонационального народа России.
3.Содержательно раскрыть понятие культурно-религиозных исламских традиции
в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей
младших школьников.
4.Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного
гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
России

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Принципы построения учебного предмета «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад —
образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и
исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные
ценности ислама.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
При построении учебного предмета «Основы исламской культуры» учитывались также
принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы
исламской культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в
источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого
прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления.
2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–ых
классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые
школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности.Учебный предмет «Основы исламской культуры»
призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России.
Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и
культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками
непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской
культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого
великого культурно-исторического наследия.
В процессе изучения основ исламской культуры у школьника формируется умение
критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в
своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим
нормам поведения дома, на улице, в школе.
МЕСТО УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит
34 часов для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» обучающимися 4 класса, из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля
«Основы исламской культуры» рассчитана на 34 часов.
Сроки реализации программы.
Рабочая программа разработана на 2023-2024 учебный год.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные
ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество,
наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного
и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков
можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о
многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших
взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория,
государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся
должны получить целостное представление о том, что есть культура ислама. Школьники
знакомятся с основателем ислама - Пророка Мухаммада. Перед ними будут раскрыты основные
нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ
жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока
завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы исламской культуры» будут в большей
мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где
проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной
земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию
творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными,
так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта
учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в
активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса
получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других
духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация

проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок
завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и
согласия».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы исламской культуры»
учащимися 4 класса:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину;
–формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре
всех народов;
–развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
–развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства
(российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и
преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического
наследия России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как
благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную
деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное
отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с
людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе
оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
–адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
– знакомство с основными нормами исламской морали, понимание ее значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших
просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

–формирование первоначальных представлений об исламской религии, ее роли в
культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли исламской религии в становлении
российской государственности;
–формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе многонационального много-конфессионального
народа России;
–осознание ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе
занимает твоe поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность.
Духовные традиции.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения
ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до
возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и
юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья
Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка
Мухаммада. Начало пророчества.
Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к
новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения.
Язычники.
Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники
нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в
Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает
свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как
происходит молитва. Молитва (намаз).
Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц
рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане
относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж –
паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как
появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа.
Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории,
где проповедуют ислам.
Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их
обязанности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе.
Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь,
гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность
образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена,

Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских
народов России: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам).
Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного курса "Основы исламской культуры»
(Д. И. Латышина, М. Ф. Муртазин)
4 класс

№
п/п

№
п/п

Тема
урока

Цель урока

1

Вводный
урок.
Как
работать
с
учебник
ом
Россиянаша
Родина.

Познакомить
учащихся с
учебником
Дать представление о
понятии Родина,
духовном мире
человека, культурных
традициях.

Планируемые результаты (задачи)
предметные
результаты

УУД
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные)

личностные
результаты

Основные
понятия

Виды
деятельности

Необходи
мое
оборудова
ние ЦОР и
проекты

Раздел1.Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества в целом. (2 часа)

1.

Формирование
представлений о
том, чему можно
научиться изучая
исламскую
культуру
Формирование
первоначальных
представлений о
происхождении
нашей страны.

Использовать
речевые средства
и средства
информационнокоммуникативных
технологий для
решение задач;
- определять
общие цели
групповой
деятельности, и
пути ее
достижения;
Пересказывать,
составлять
рассказ, называть
ценности в каждой
семье.

Развитие
потребности
выражать своё
отношение к
происходящему
в мире, опираясь
на
общечеловеческ
ие правила
поведения и
традиции
культуры
народов России
Воспитание
добра и
нравственности
на основе
культурных
традиций
народов России.

Основной
вопрос,
проблема
урока,
главные
выводы.
Родина,
Россия,
Отечество,
духовный
мир
человека,
культурные
традиции.

Изучение
нового
материала
(беседа,
чтение,
Работа с
учебником)
Изучение
нового
материала
(беседа,
чтение,
пересказ по
опорным
словам.

Учебник
диск,
справочни
ки, карта
Сообщени
е
«Культур
ные
традиции
моего
народа».

Беседа,
участие в
диалоге(груп
повая
работа)выбор
очное чтение,
монологическ
ое
высказывани
е по теме.

Учебник

Раздел 2 . Основы исламской культуры. (16 часов)

2.

1

Колыбел
ь
ислама.

Воспитание
уважительного
отношения учащихся
к исламской культуре
на основе изучения
истории
возникновения
ислама.

Формирование
представления о
возникновении
ислама.

Формирование
умений слушать
собеседника,
излагать своё
мнение, вести
диалог,
сотрудничать со
сверстниками в
различных
социальных
ситуациях.

Воспитывать
доверие и
уважение к
истории и
культуре всех
народов.

Ислам,
Коран,
мусульмане
, Мекка,
Медина,
Кааба,
арабыбедуины,
язычники,

Дата урока

3.

2

Пророк
Мухамм
адосновате
ль
ислама.

Формирование у
учащихся
представления о
возможностях
духовного
самосовершенствован
ия человека на
примере истории о
том, как Мухаммад
стал основателем
ислама.

Понимание
смысла новых
слов,
ознакомление с
жизнью пророка
Мухаммада,
начиная с
раннего
возраста.

Развитие умений
слушать
собеседника, вести
диалог со
сверстниками,
правильно излагать
своё мнение.

Развитие
понятий
особенностей
культуры, в
которой
зарождается
новая мировая
религия.

Посланник,
пророк,
основатель,
основатель
ислама.

Рассказ
учителя,
чтение статьи
учебника,
рассказ с
фрагментарн
ым чтением,
беседа по
прочитанном
у. Отвечают
на
вопросы;
выдвигают
гипотезы;
формулируют
проблему.
Ставят
вопросы.
Читают
учебник,
отвечают на
вопросы;
выполняют
словарную
работу.

Учебник
,электрон
ное
приложен
ие к
учебнику,
презентац
ии.

4.

3

Начало
пророче
ства.

Формирование
представления о
распространении
ислама в связи с
пророчеством
Мухаммада.

Формирование
представления о
роли
самосовершенст
вования и
самовоспитания
в жизни
человека.

Выявление
общечеловеческих
Ценностей.
Создание условий
для формирования
представления о
начале
распространения
ислама.

Воспитание
потребности в
добрых делах.
Развитие
интереса к
информационн
ым
источникам,
определяющих
направления в
усвоении
новой
информации.

Коран,
ангел,
Божественн
ое
откровение,
язычники,
проповедь,
пророчеств
о.

Беседа,
поисковое
чтение,
фрагментарн
ое чтение с
комментарие
м и анализом,
самостоятель
ная работа с
источниками
информации,
подготовка
творческой
беседы с
членами
семьи.

Учебник,
электронн
ое
приложен
ие
к
учебнику,
диск,
иллюстра
ции
по
теме.
Презентац
ия.

5.

4

Чудесно
е

Формирование
представления о

Продолжить
формировать

Создание условий
для формирования

Развитие
положительног

Обращение
в новую

Беседа,
комментиров

Учебник,
электронн

путешес
твие
пророка.

деятельности пророка
Мухаммада по
распространению и
укреплению ислама.

представления о
роли
самосовершенст
вования и
самовоспитания
в жизни
человека о роли
нравственных
качеств в
характере
человека.

ценностнонравственных основ
личности

о отношения к
необходимости
самовоспитани
яи
формирование
в себе высоких
нравственных
качеств,
доброжелатель
ности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам
других людей.

веру.
Принятие
ислама.
Молитва,
истина,
мечеть.

6.

5

Хиджра.

Формирование
представлений о
важности и
значимости такого
события в истории
ислама как хиджра.
.

Продолжить
знакомство с
историей
распространения
ислама, его
культурными
ценностями,
событием
хиджры и его
значением в
исламе.

Формирование
одной из ценностей
ислама –
стремление
поддерживать
добрые отношения с
последователями
разных религий.

Формирование Хиджра,
толерантности к Медина,
учащихся. Понимать
праведные
и осознавать
халифы,
ценность
мусульманс
нравственности и кий
духовности в
календарь,
человеческой
хадж, умма.
жизни.
Воспитание
доверия и
уважения .

7.

6

Коран и
сунна.

Формирование
первоначального
общего
представления о
Коране и Сунне и о
ценностях ислама,
изложенных в этих
священных для
мусульман книгах.

Формирование
первоначального
представления о
ценностях
ислама, о Сунне,
о роли Корана и
Сунны в жизни
верующих
людей.

Создание условий
для формирования
представления о
структуре Корана,
его содержании и об
отношении к нему.

Развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности и
высоких
нравственных
качеств.

Коран, сура,
аят, Сунна,
хадисы.

анное чтение,
пересказ по
теме,
ознакомитель
ное чтение
самостоятель
ная работа с
иллюстрация
ми и
источниками
информации,
подготовка
творческой
беседы с
членами
семьи.

ое
приложен
ие к
учебнику,
Коран или
изображен
ие
Корана .и
ллюстрац
ии с
изображен
иями
городов.

Беседа,
комментиров
анное чтение,
устный
рассказ на
тему,
самостоятель
ная работа с
источниками
информации,
подготовка
творческой
беседы с
членами
семьи
Беседа,
выразительно
е чтение
хадисов,
комментиров
анное чтение,
устный
рассказ на
тему,
самостоятель
ная работа с

Презентац
ия,
учебник,
электронн
ое
приложен
ие к
учебнику.
Использов
ание
ресурсов
Интернета
.
Учебник.
Презентац
ия.

текстом,
презентация
итогов,
подготовка
творческой
беседы с
членами
семьи
Беседа,
комментиров
анное чтение,
устный
рассказ на
тему,
самостоятель
ная работа с
источниками
информации,
подготовка
творческой
беседы с
членами
семьи

8.

7

Вера в
Аллаха.

Дать представление о
вере в Аллаха как об
одном из столпов
ислама,
определяющим
особенности
религиозных
верований и культуру
мусульман.

Сформировать у
учащихся
представление
об основных
идеях,
характеризующи
х веру
мусульманина в
Аллаха, о 99
именах Аллаха.

Формирование
нравственности в
воспитании
мусульман.

Развитие
доброжелатель
ности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости.

Вера,
Аллах,
Адам, 99
прекрасных
имён
Аллаха,
ангел,
джинн,
шайтан,
Иблис,
имам,
исхан.

9.

8

Божеств
енные
Писания
.
Посланн
ики
Бога.

Формирование
представлений об
одном из постулатов
веры в исламе- вере в
Божественные
Писания и
посланников Бога.

Раскрыть
содержание
понятий
Божественные
Писания,
Посланники
Бога. Развивать
представления
об уважительном
отношении
мусульман к
священным
писаниям.
.

Ориентирование на
необходимость
самовоспитания и
самообразования

Божественн
ые
ПисанияТора,
Евангелие,
Коран, грех,
чудо,
посланник,
пророк..

Беседа,
комментиров
анное чтение,
работа с
репродукция
ми,
обсуждение
по
предложенно
й проблеме

Изображе
ния
Корана,
Библии,
Торы,
презентац
ия,
учебник.

Вера в
судный

Формирование
представления об

Грамотно
формулировать

-ориентировать на
необходимость

Принятие и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения.
Наличие
мотивации к
бережному
отношению к
материальным
и духовным
ценностям.
Формирование
ответственност

Судный
день, рай,

Беседа,
чтение,

Проект,
учебник,

10.9

Презентац
ия.
Учебник,
Коран,
иллюстра
ции по
теме.

н

день и
судьбу.

одном из постулатов
веры в исламе – вере
в Судный день и
предопределение
судьбы.

11.10

Обязанн
ости
мусульм
ан.

Развитие
представлений о
значении
нравственных норм и
ценностей для
достойной жизни
личности, семьи,
общества через
знакомство с
религиозными
обязанностями
мусульман.

12.11

Поклоне
ние
Аллаху.

Знакомство с одной
из религиозных
обязанностей
мусульманмолитвой.

понятия
«предопределен
ие судьбы»,
«вера в Судный
день»,
самостоятельно
обращаться к
вопросам,
заданиям
учебника и
материалам
приложения.
Понимание
значения
«столпы
ислама», роли
шахады в жизни.

самовоспитания и
самообразования
- строить
рассуждения, в
соответствии с
известными
понятиями .

и за
собственные
поступки и
дела. Уважение
к
общечеловечес
ким ценностям;
развитие
интереса к
изучению
предмета.

ад, судьба,
конец
света..

аудирование,
Формируют
творческие
группы.
Готовят
материалы
для
викторины
Разрабатыва
ют проект

иллюстра
ции по
теме,
электронн
ое
приложен
ие.

Формировать
потребность в
самовоспитании и
самообразовании.

Воспитание
веры в
достойную
жизнь, семьи,
общества через
уважение к
религиозным
обязанностям.

Столпы
ислама,
шахада,
намаз,
ураза, закят,
хадж.

Решение
познавательн
ых задач,
чтение и
обсуждение
диалог по
предложенно
й проблеме

Ознакомление с
представлением
молитвы в
исламе,
содержания
ритуала молитвы
и её роли в
жизни
мусульманина.

Формировать
потребность
выполнять в
повседневной
жизни
определенные
нормы и правила
поведения.

Воспитание
доброжелатель
ности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам
других людей.

Молитва
(намаз),
пятничные
молитвы,
муэдзин,
имам,
мечеть,
минарет,
правила
поведения в
мечети,
омовение.

Беседа,
ролевая игра,
решение
познавательн
ых задач,
комментиров
ание чтение.
выполнение
письменных
заданий.

Учебник,
Извлечени
е
материала
из
различных
источнико
в,
использов
ание
ресурсов
Интернета
.
Презентац
ия.
Диск,
фрагмент
ы
источнико
в,
учебник,
электронн
ое
приложен
ие.

13.12

Пост в
месяц
рамадан.

Знакомство с одной
из религиозных
обязанностей
мусульман- постом в
священный месяц
рамадан.

14.13

Пожертв
ование
во имя
Всевыш
него.

Знакомство с одной
из религиозных
обязанностей
мусульман- закятом.
Обобщить ранее
изученный материал.

15.14

Паломни
чество в
Мекку.

Знакомство с одной
из религиозных
обязанностей
мусульман- хаджем.

Раскрыть
понятие «пост» и
поведения во
время поста.
Роль поста в
жизни.
Сформировать
понимание
значения
нравственности
в жизни
общества и
человека.
Грамотно
формулировать
представление о
пожертвовании
во
имя
Всевышнего.
Воспитывать
ценностное,
бережное
отношение
к
обязанностям..
Иметь
представление о
паломничестве
(хадже),его
обряде.
Понимать
ценность
обрядов в
человеческой
жизни.

Формирование
представления о
роли
самовоспитания и
самообразования в
жизни человека,
готовность слушать
собеседника и вести
диалог, готовность
признавать
различные точки
зрения.

Воспитание
готовности к
нравственному
самосовершенс
твованию,
духовному
саморазвитию.

Воздержани
е, рамадан,
ураза.
Уразабайрам.

Беседа,
комментиров
анное чтение,
самостоятель
ная работа с
источниками
информации,
подготовка
творческой
беседы с
членами
семьи.

Иллюстра
ции
учебника,
электронн
ое
приложен
ие,
фотограф
ии
учащихся.

Развивать интерес к
истории своей
религии,
формировать
позитивный опыт
семейных
отношений.

Развитие
доброжелатель
ности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам
других людей

Закят,
пожертвова
ние, садака,
подаяние.

Презентация,
обсуждение
проектов,
самостоятель
ное чтение,
беседа.

презентац
ии,
проектор,
интеракти
вная
доска,
иллюстра
ции
учебника.

Создание условий
для формирования
необходимости
самовоспитания и
самообразования.

Формирование
представления
о
паломничестве.

Хадж,
прародител
ь, Мекка,
Кааба,
Черный
камень,
источник
Замзам,
Хаджар,
Исмаил,
Мухаммад.

Беседа.

Беседа,
комменти
рованное
чтение,
самостоят
ельная
работа с
источника
ми
информац
ии, работа
в группах.
Иллюстра
ции
учебника,
электронн
ое
приложен
ие,
фотограф
ии и

Сообщение
или
презентация
учащихся,
работа с
репродукциями
, отчеты групп,
культурологич
еские
комментарии.

презентац
ии.

16.15

Основы
исламск
ой
культур
ы.
Творчес
кая
работа.

Подведение
промежуточных
итогов изучения
модуля «Основы
исламской
культуры»,
закрепление
основных понятий,
проверка понимания
основных
нравственноэтических категорий..

Систематизирова
ть и повторить
знания, новые
слова и понятия.
Формировать
для учащихся
условия для
эффективного
выполнения
творческого
задания или
проекта.

Создание условий
для формирования
ценностномировоззренческих
качеств личности,
условий для
рефлексии
учащихся по итогам
работы..

Знание основ
исламской
культуры,
понятий, и
ориентация на
их
выполнение;
развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности.

Связаны с
историей
возникнове
ния ислама,
столпами
веры
мусульман,
обязанностя
ми
мусульман
и
исламской
этики.

Беседа,
комментиров
анное чтение,
устный
рассказ на
тему,
самостоятель
ная работа с
источниками
информации,
знакомство с
творческими
работами,
презентация
групповой
работы

Репродукц
ия
учебника,
электронн
ое
приложен
ие,
презентац
ии
учителя и
учащихся.

17.16

Основы
исламск
ой
культур
ы
Творчес
кая
работа.

Подвести
промежуточные
итоги изучения
модуля. Закрепить
основные понятия,
знания и понимания
основных
нравственноэтических категорий.

Формулировать
собственное
мнение и
позицию,
учитывать
мнение и
позицию другого
человека,
организовать и
провести
презентацию
результатов,
стремиться к
координации
различных
позиций.

Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
различных
социальных
ситуациях.

Знание
основных
моральных
норм и
ориентация на
их
выполнение;
развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности.

Вера,
знания,
нравственн
ость,
исламская
культура.

Решение
проблемных
ситуаций,
ролевые
игры,
моделирован
ие различных
ситуаций,
анализ
поведения,
составление
плана
саморазвития
.

Использов
ание
материало
в из
Интернета
.
Проект.
Обсудить
с
родными,
насколько
близко
для них
жизненно
е правило
нравствен
ности.

Раздел 3 . История ислама в России. Особенности исламской культуры в России (12 часов)

18.1

История
ислама в
России.

Формирование
представления
об истории
распространения
ислама на территории
России.

Расширять
представления
об исторической
роли
традиционных
религий в

Развивать интерес к
истории своей
религии и народам,
исповедующих ислам.

Воспитывать
ценностное,
бережное
отношение к
истории.

Названия
народов
России,
исповедую
щих ислам,
горцы,

Беседа,
комментиров
анное чтение,
самостоятель
ная работа с
источниками

Сообщени
е или
презентац
ия.
проектор,
интеракти

становлении
Российской
государственнос
ти.

19.2

Нравств
енные
ценност
и
ислама.

Формирование
представления об
основных нормах
религиозной морали;
понимание их
значения в
выстраивании
конструктивных
отношений в семье и
обществе.

Уточнить
понятия:
значения
нравственных
норм и
ценностей в
исламской
культуре.

Развивать умения и
способствовать
осознанию
нравственности и
духовности в
человеческой
жизни. .Развивать
интерес к истории
ислама.

20.3

Сотворе
ние
добра.

Формирование
представления о том,
что понимают под
категорией «добро» в
исламе.

- вычленять
основные
события и
устанавливать их
последовательно
сть;
упорядочивать
информацию по
заданному
основанию.

21.4

Дружба
и
взаимоп
омощь.

Формирование
представлений о
нравственной
категории исламской
культуры «добро и
взаимопомощь»

-актуализация и
развитие
представлений
обучающихся о
нравственных
категориях
человеческих
взаимоотношени
й

Формирование
представления
религии «добра» и
«любви». Освоение
начальных форм
познавательной и
личностной
рефлексии,
готовность слушать
собеседника и вести
диалог, готовность
признавать различные
точки зрения.
- формирование
ценностей
человеческой жизни
через раскрытие
значения слов
«дружба,
взаимопомощь».

булгары,
татары,
башкиры,
Средняя
Азия.

информации,
работа в
группах.

вная доска
,иллюстра
ции
учебника.

Формировани
е
нравственных
ценностей
как
общечеловеч
еских
Воспитывать
ценностное,
бережное
отношение к
религиозным
учениям.
Воспитание
готовности к
нравственном
у
самосоверше
нствованию,
духовному
саморазвити
юи
самовоспитан
ию.

Нравственн
ые
ценности,
счастье,
добрые
отношения,
любовь к
Родине,
защита
Отечества.

Беседа,
комментиров
анное чтение,
устный
рассказ на
тему,
самостоятель
ная работа с
источниками
информации.

Материал
из
Интернета
презентац
ии,
фотограф
ии
проектор,
интеракти
вная
доска.

Добро,
доброе
дело,
благотворит
ельность,
притча.

Презентация
проектов,
чтение,
беседа,
обсуждение
проектов,
аудирование.

Презентац
ии,
проектор,
интеракти
вная
доска,
иллюстра
ции
учебника,
фрагмент
ы из
фильмов.

формировани
е
представлени
я о ценности
дружбы и
взаимопомощ
ив
исламской
культуре,
развитие
доверия и
уважения к

Бескорысти
е,
взаимопомо
щь,
дружелюби
е, кунак,
куначество,
побратимст
во,
побратимы.

Проекты,
Беседа,
чтение,
обсуждение
проблемы в
группах,
работа с
репродукция
ми.

Сообщени
е или
презентац
ия.
проектор,
интеракти
вная
доска,
иллюстра
ции
учебника,
фотограф
ии.

22.5

Семья в
исламе.

Сформировать
представление о
ценностях семьи в
исламе.

Знакомство с
существующими
в исламской
культуре
традициями и
нормами
взаимоотношени
й членов семьи.
Развитие
самостоятельнос
ти и
ответственности
за свои поступки
на основе
представлений о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и свободе.

Понимание значения
нравственности в
жизни человека и
общества.
Воспитывать умение
бережно относиться к
духовным ценностям,

23.6

Родител
и и дети.

Дать представление о
воспитании детей в
мусульманских
семьях.

Иметь
представление
понятия
«родительская
любовь»,
знакомство с
традициями
имянаречения в
мусульманских
семьях.

Понимание важных
задач родителей в
воспитании своих
детей. Освоение
основ
взаимоуважения и
любви в семье.

24.7

Отноше
ние к
старшим
.

Формирование
представления об
отношении к
взрослым в
исламской культуре.

Познакомить с
правилами
поведения детей
в присутствии
старших, с

Освоение
существующих
взаимоотношений в
мусульманских
семьях. Расширение

истории,
культуре всех
народов.
Знание
традиций и
норм
взаимоотнош
енийчленов
семьи и
содержание
обязанностей.
Формировани
е готовности
к
нравственном
у
самосоверше
нствованию и
саморазвити
ю.

Воспитание
ответственно
го и
добросовестн
ого
отношения к
воспитанию в
семье.
Формировани
е
доброжелател
ьных
взаимоотнош
ений к
родным и
близким.
Знание норм
поведения
младших со
старшими.
Воспитание

Семья,
прочный
семейный
союз,
семейные
обязанности
, счастье,
согласие.

Беседа,
комментиров
анное чтение,
устный
рассказ на
тему,
самостоятель
ная работа с
источниками
информации,
подготовка
творческой
беседы с
членами
семьи об
обязанностях
и традициях.

Фрагмент
ы из
периодиче
ской
печати.
Сообщени
е или
презентац
ия,
иллюстра
ции
учебника,
электронн
ое
приложен
ие.

Родительск
ая любовь,
родительск
ий дом,
трудолюбие
, труд и
учеба,
предостере
жение от
вредных
привычек.

Беседа,
чтение с
комментария
ми, работа с
иллюстрация
ми, диалог по
предложенно
й проблеме.

Репродукц
ия
учебника,
электронн
ое
приложен
ие.

Любовь и
уважение к
родителям,
почтение к
старшим, к

Беседа,
чтение,
аудирование,
работа с
текстами,

Учебник,
иллюстра
ции,
электронн
ое

представлениями
отношений к
взрослым в
исламской
культуре
Объяснить
понятие
«гостеприимство
» как одну из
нравственных
ценностей в
исламской
культуре,

знаний о
мусульманских
семьях, описание
правил поведения.

уважения к
старшим.

любому
пожилому
человеку.

работа с
иллюстрация
ми.

приложен
ие,
сообщени
е.

Формирование
представления о
гостеприимстве,
традициями
гостеприимства.

Воспитание
добропорядо
чного
отношения к
гостям.
Знание
традиций
гостеприимст
ва,
существующ
их с давних
пор.
Воспитание
серьёзного и
добросовестн
ого
отношения к
собственному
образованию.
Осознание
пользы
обучения для
собственного
развития.

Гостеприим
ство,
радушие,
хлебосольст
во,
щедрость,
приветливо
сть,
гостинцы,
застолье,
традиции,
обычаи.
Образовани
е, учение,
медресе,
мектеб,
библиотека,
мулла.

Беседа,
презентация,
работа с
иллюстрация
ми,
групповая
работа по
теме,
комментиров
анное чтение.

Учебник,
иллюстра
ции,
электронн
ое
приложен
ие,
презентац
ии,
фотограф
ии.
Учебник,
электронн
ое
приложен
ие,
иллюстра
ция.

Знание
истории
развития
науки в
исламском
мире,
мусульманск
ие ученые, их
открытия,
воззрения
мусульман на
роль науки в
жизни
человека.

Наука,
медицина,
астрономия,
математика,
география,
научные
исследован
ия,
Улугбек,
Абу Али
Ибн Синна
(Авиценна),
Нобелевска
я премия.

Беседа,
презентация,
монологическ
ое
высказывани
е по теме,
решение
познавательн
ых
кроссвордов,
составление
материала
для
викторины.
Комментиров
анное чтение,
беседа,
групповая
работа,
презентация
итогов,

25.8

Традици
и
гостепри
имства

Дать представление о
традициях
гостеприимства в
исламской культуре.

26.9

Ценност
ьи
польза
образова
ния.

Формирование
представления о
ценности образования
для исламской
культуры.

Формулировать
значение
понятия
«ценность и
польза
образования»

Освоение роли
образования, системы
образования,
отношения к
образованию.
Сравнение с
древними
исламскими школами
и современными
медресе.

27.10

Ислам и
наука.

Дать представление
об отношении ислама
к науке и о развитии
науки в исламской
культуре.

Формулировать
своё понимание
«наука в
исламе»,
отношение
мусульман к
науке.

Готовность слушать
собеседника и вести
диалог по данной
теме. Понимание
значимости
достижений и
открытий учёных
Востока в разных
областях знаний.

Учебник,
иллюстра
ции,
электронн
ое
приложен
ие.
Презентац
ия.

28.11

Искусст
во
ислама.

Дать представление о
видах искусства в
исламе.

Сформировать
представление
об искусстве,
видах искусства
в исламе,
особенностями
исламского
искусства.

Понимание роли
искусства в развитии
исламской культуры.
Развитие
эстетических чувств
учащихся.

29.12

Праздни
ки
мусульм
ан.

Формирование
представления о
праздниках
мусульман.

Иметь
представление о
природе и
особенности
праздников в
исламской
религиозной
культуре, их
ритуалы и
традиции.

Понимание
значимости для
мусульман важности
праздников, их
культурными
традициями
поздравления.
Готовность
принимать различные
точки зрения.

30.1

Любовь и
уважение
к
Отечеству
.

Развитие
ценностного
отношения к
Отечеству.

Обобщить
знания, понятия
и представления
о многообразии
и единстве
духовных
традиций
многонациональ

Развитие
эстетических качеств
для развития
представлений о
значении любви в
отношениях между
людьми и по
отношению к Родине.

Знание
разных видов
искусства в
исламе.
Выделять
основные
виды .Сотруд
ничать со
сверстниками
в различных
ситуациях.

Искусство,
декоративн
оприкладное
искусство,
каллиграфи
я,
орнаменты,
геометричес
кий узор,
шамаилы,
архитектура
: мечети,
минареты,
мавзолеи,
дворцы,
медресе;
декор,
изразцовые
плитки.
Праздники
народные и
религиозны
е, Курбанбайрам,
Уразабайрам,
Сабантуй,
Навруз,
Маулид,
Лейлят алькадр.

Чтение,
беседа по
прочитанном
у, сообщение,
презентации.

Иллюстра
ции
учебника,
электронн
ое
приложен
ие,
презентац
ии.

Знание
Беседа,
различных
диалогически
праздников
е
мусульман и
высказывани
умение
я, работа с
выделять
новыми
главный
словами и
праздник.
понятиями,
Воспитание
тестовые
культурного
задания,
отношения к
работа в
традициям,
группах по
развитие
материалам
эстетических
викторины.
чувств.
Раздел 4 .Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

Учебник,
электронн
ое
приложен
ие,
иллюстра
ции,
фотограф
ии,
презентац
ии.

Служение
патриотиз
м.

Работа с
источниками,
комментиров
анное чтение,
диалог по
предложенно
й проблеме.
Решение

Воспитание
ответственного
и
добросовестног
о отношения к
духовным и
культурным
традициям.

Презентац
ии,
проектор,
интеракти
вная
доска,
карта
России,

ного народа
России.

31.2

Святыни
православ
ия,
ислама,
буддизма,
иудаизма.

Подведение итогов
изучения курса,
закрепление
основных понятий,
актуализация
знаний учащихся и
понимания ими
основных
нравственноэтических
категорий. Развитие
ценностного
отношения к святым
православия ислама,
буддизма, иудаизма.

Сформировать
уважительное
отношение к
святым
различных
религий и
религиозному
чувству людей,
исповедующих
различные
религии.

32.3

Основные
нравствен
ные
заповеди
православ
ия,
ислама,
буддизма,
иудаизма,
светской
этики.

Подведение итогов
изучения курса,
закрепление
основных понятий,
актуализация знаний
учащихся и
понимания ими
основных
нравственноэтических категорий.
Развитие ценностного
отношения к
нравственным
заповедям
православия, ислама,
буддизма, иудаизма,

- знать о морали
и
нравственности,
их значении в
жизни людей,познакомиться с
нравственными
заповедями
различных
религий.

Освоение начальных
форм познавательной
и личностной
рефлексии,
готовность слушать
собеседника и вести
диалог, готовность
признавать различные
точки зрения.
Развитие этических
чувств к
общекультурным
достояниям всего
человечества и
представления о том,
как нужно относиться
к святым различных
религий.

Знание
ценностей
любви .
Развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности

проблемных
ситуаций,
моделирован
ие различных
ситуаций,
анализ
поведения.

-расширить
общекультурну
ю эрудицию
учащихся определять
общие цели
групповой
деятельности, и
пути ее
достижения,
- сотрудничать
со
сверстниками в
различных
учебных
ситуациях;

Святыня,
священны
е книги,
священны
е
сооружен
ия.

Читают;
анализируют
текстовой
материал.
Отвечают
на вопросы,
обсуждают
проблему.
Слушают,
анализируют
текстовой
материал;
выполняют
творческое
задание в
группах.
выполняют
словарную
работу.

Освоение начальных
форм познавательной
и личностной
рефлексии,
готовность слушать
собеседника и вести
диалог, готовность
признавать различные
точки зрения

Формирование
уважительного
отношения к
заповедям,
значениям их
жизни людей.
Делать вывод о
нравственной
основе
человеческих
взаимоотношен
ий.

Религия,
культура,
нравствен
ность,
этика,
заповедь,
золотое
правило
нравствен
ности.

Презентация
проектов,
обсуждение
проектов.

репродукц
ии картин,
фотограф
ии и
изображен
ия
культовых
сооружен
ий.
Материал
ы
электронн
ого
приложен
ия,
фотограф
ии и
рисунки,
иллюстра
ции.
Сообщени
е или
презентац
ия.

Сообщени
е или
презентаци
я,
проектор,
интерактив
ная доска,
фотографи
ии
рисунки,
видеомате
риалы

4

33.

Российски
е
православ
ные,
исламские
,
буддийски
е,
иудейские
, светские
семьи.

34.5

Отношени
е к труду
и природе
православ
ии,
исламе,
буддизме,
иудаизме,
светской
этике.

светской этики.
Подведение итогов
изучения
курса.
Развитие понимания
семейных
ценностей
как
основы
жизни
каждого человека,
представлений
о
связи
поколений,
духовном
и
историческом
единстве
многонациональног
о
и
многоконфессионал
ьного
народа
России.
Подведение итогов
изучения
курса,
закрепление
основных понятий,
актуализация
знаний и понимания
ими
основных
нравственноэтических
категорий.

Актуализировать
и развить
представления о
семейных
ценностях как
основе жизни
каждого
человека.
Учебноисследовательск
ая и проектная
деятельность.

Освоение начальных
форм познавательной
и личностной
рефлексии,
готовность слушать
собеседника и вести
диалог, готовность
признавать различные
точки зрения

Воспитание
готовности к
нравственному
самосовершенс
твованию,
духовному
саморазвитию

Семья,
традиция,
род,
предки,
история,
духовные
традиции.

Презентация
проектов,
обсуждение
проектов,
рейтинг
проектов

презентац
ии,
проектор,
интеракти
вная
доска,
фотовыста
вка.

Обобщение
знаний и
понятий о роли
труда в жизни
человека, о
ценностях
природы и об
отношении
к ней человека.

Освоение начальных
форм познавательной
и личностной
рефлексии,
готовность слушать
собеседника и вести
диалог, готовность
признавать различные
точки зрения.

Воспитание
бережного
отношения к
природе и
готовности к
нравственному
самосовершенс
твованию и
духовному
саморазвитию.

Труд,
природа,
Человек.

Отвечают на
вопросы;
выдвигают
гипотезы;
формулируют
проблему.
Ставят
вопросы.
Читают
учебник,
составляют
схемы;
отвечают на
вопросы;
выполняют
словарную
работу.

презентац
ии,
проектор,
интеракти
вная
доска,
иллюстра
ции,
рисунки.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики», Муртазин М.Ф., ЛатышинаД.И. «Просвещение», 2014.
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при
соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для учеников:
1.Учебник для учащихся «Основы исламской культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2014г
2.Электронное приложение к учебному пособию Муртазин М.Ф., Латышина Д.И.. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы исламской культуры.
Для родителей:
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
Для учителя:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2014
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию Муртазин М.Ф., Латышина Д.И. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы исламской культуры.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи,
видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфеденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-55-64

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».