Рабочая программа по изобразительному искусству в7 классе (1)

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на основании:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»
 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего
образования.
 Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.
2004 г №1089.
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06
октября 2009 года
 Примерной программы поИЗО, на основе авторской программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная
линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций ( Б.М.
Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А.С. Питерских) -4-ое издание М..Просвещение, 2015г.
 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования
 Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов
федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС ООО.
 Программа разработана с учётом целей и задач образовательной программы МОБУ СОШ с.Коварды им. Н.Х. Гариповой.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления обучающихся
как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного
творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
 формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
 освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
 формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
 развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
 формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;

 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
 овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу
и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
 овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, МОБУ СОШ с.Коварды предмет «Изобразительное искусство» изучается
в 7 классе в объеме один час в неделю (34 ч. в год)
Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию,
культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Содержание программы
Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни
народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык
крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и
подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства:
резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир
русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные
праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России,
их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи,
цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров
художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в
произведениях народных художественных промыслов. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая
роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных
художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных
общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Выявление
господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века. Зачем людям украшения. Роль
декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль
декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты
современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к
ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой
индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале –
от замысла до воплощения. Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер.
Учебно-тематический план
Раздел обучения
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор — человек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире
Итого:

Количество часов
8
8
11
9
34

Учебно-методической комплекс
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4е изд. — М.:
Просвещение, 2015
2.Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство: 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2014 г
3.Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство
«Титул», 1996
4.Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство
«Титул», 1996
5. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство
«Титул», 1996

Календарно-тематический план
№ ур.

1

2

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности
Примечание
Дата
(элементы содержания,
проведения
контроль)
предметные
личностные
план факт
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры
Мир, который создаёт
Познакомить с объёмно –
Осознают многообразие Уметь объяснять
человек
пространственной и
взглядов, свои интересы. глубинные смыслы
плоскостной композицией
основных знаков –
символов традиционного
прикладного искусства,
отмечать их лаконично –
выразительную красоту.
Основы композиции
Выполнять основные типы Формирование
Находить в окружающем
в конструктивных
композиций:
целостного
рукотворном мире примеры
искусствах.
симметричную и
мировоззрения,
плоскостных и объёмноасимметричную,
проявление
пространственных
фронтальную и
познавательной
композиций.Выбирать
глубинную. Гармония и
активности в области
способы компоновки
контраст, баланс масс и
предметной
композиции и составлять
динамическое равновесие, деятельности
различные плоскостные
движение и статика, ритм, Формирование основ
композиции из 1—4 и более
замкнутость и
культуры, развитие
простейших форм
разомкнутость
эстетического сознания (прямоугольников),
композиции. Добиваться
Формирование
располагая их по принципу
эмоциональной
готовности и
симметрии или
выразительности (в
способности к
динамического равновесия.
практической работе),
саморазвитию и
Выполнение практических
применяя
самообразованию на
работ по теме «Основы
композиционную
основе мотивации к
композиции в графическом
доминанту
обучению и познанию
дизайне».
и ритмическое
расположение элементов.
Понимать и передавать в
учебных работах

3

Прямые линии и
организация пространства

4

Цвет — элемент
композиционного
творчества.
Свободные формы:
линии и тоновые
пятна.

5

движение, статику и
композиционный ритм.
Понимать и объяснять,
какова роль прямых линий
в организации
пространства.
Использовать прямые
линии для связывания
отдельных элементов в
единое композиционное
целое или, исходя из
образного замысла,
членить
композиционное
пространство при помощи
линий.

Понимать роль цвета в
конструктивных
искусствах.
Различать технологию
использования цвета в
живописи и в
конструктивных
искусствах.
Применять цвет в
графических
композициях как акцент
или доминанту.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию,

Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в области
предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и

Решение с помощью
простейших
композиционных элементов
художественоэмоциональных задач. Ритм
идвижение, разреженность
и сгущённость.
Прямые линии: соединение
элементов композиции и
членение плоскости.
Образно-художественная
осмысленность простейших
плоскостных композиций.
Монтажность соединений
элементов,
порождающаяобраз.Задани
е:выполнение
практическихработ по теме
«Прямые линии — элемент
организации плоскостной
композиции».
Функциональные задачи
цвета вконструктивных
искусствах. Применение
локального цвета.
Сближенностьцветов и
контраст. Цветовой акцент,
ритм цветовых форм,
доминанта.
Выразительность линии, и
пятна,интонационность и
многоплановость.
Задание: выполнение практ.
работ по теме

способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию,

6

Искусствошрифта.

Понимать букву как
исторически сложившееся
обозначение звука.
Различать «архитектуру»
шрифта и особенности
шрифтовых гарнитур.
Применять печатное
слово, типографскую
строку в качестве
элементов графической
композиции.

7

Композиционные основы
макетирования в
графическом дизайне.

Понимать и объяснять
образно информационную
цельность синтеза
слова и изображения в
плакате и рекламе.
Создавать творческую
работу в материале.

Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в области
предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.
Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в области
предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания

«Акцентирующая
рольцвета в организации
композиционного
пространства»; выполнение
аналитической работы по
теме «Абстрактные
формы в искусстве».
Буква как изобразительносмысловой символ звука.
Буква и искусствошрифта,
«архитектура» шрифта,
шрифтовые гарнитуры.
Шрифт и содержание
текста. Понимание
печатного слова,
типографской строки как
элементов плоскостной
композиции. Логотип.
Задание: выполнение
аналитических и
практических работ по теме
«Буква — изобразительный
элементкомпозиции».
Синтез слова и
изображения в искусстве
плаката, монтажность их
соединения, образноинформационная
цельность.Стилистика
изображений и способы
их композиционного
расположения в
пространстве плаката и
поздравительной открытки.

8

Многообразие форм
графического дизайна.

9

От плоскостного
изображения к объемному
макету

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.
Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в области
предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Задание:выполнение
практическихработ по теме
«Изображение — образный
элемент композиции на
примеремакетирования
эскиза плаката и
открытки».
Узнавать элементы,
Многообразие видов
.
составляющие
графического
конструкцию и
дизайна: от визитки до
художественное
книги. Соединение текста и
оформление книги,
изображения.Элементы,
журнала. Выбирать и
составляющие
использовать различные
конструкцию
способы компоновки
и художественное
книжного и журнального
оформление книги,
разворота. Создавать
журнала. Коллажная
практическую творческую
композиция: образность и
работу в материале.
технология.
Задание:выполнение
практических
работ по теме
«Коллективная деловая
игра: проектирование книги
(журнала),создание макета
журнала» (в технике
коллажа или на
компьютере).
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Развивать
Формирование
Композиция плоскостная и
пространственное
готовности и
пространственная.
воображение. Понимать
способности к
Прочтение плоскостной
плоскостную композицию саморазвитию и
композиции как
как
самообразованию на
схематического
возможноесхематическое
основе мотивации к
изображения объёмов в
обучению и познанию
пространстве привзгляде на

изображение объёмов при
взгляде на них сверху.
Осознавать чертёж как
плоскостное изображение
объёмов, когда точка —
вертикаль, круг —
цилиндр, шар и т. д.
Применять в создаваемых
пространственных
композициях
доминантный
объект и вспомогательные
соединительные элементы.

10

Взаимосвязь объектов
в архитектурном макете

Анализировать
композицию объёмов,
составляющих общий
облик, образ современной
постройки. Осознавать
взаимное влияние объёмов
и их сочетаний на
образный характер
постройки. Понимать и
объяснять взаимосвязь
выразительности и
целесообразности
конструкции. Овладевать
способами обозначения
на макете рельефа
местности и природных
объектов. Использовать в
макете фактуру

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

них сверху. Композиция
пятен и линий как чертёж
объектов впространстве.
Понятие чертежа как
плоскостного изображения
объёмов,когда точка —
вертикаль, круг — цилиндр
или шар, кольцо —
цилиндри т. д. Понимание
учащимися проекционной
природы чертежа.
Задание: практ. работы по
теме «Соразмерность и
пропорциональность
объёмов в пространстве»
(создание объёмнопространственных макетов)
Прочтение по рисунку
простых геометрических
тел, а также прямых,
ломаных, кривых линий.
Конструирование их в
объёме и применение в
пространственно-макетных
композициях.
Вспомогательные
соединительные
элементы в
пространственной
композиции. Понятие
рельефа местности и
способы его обозначения на
макете. Дизайн проекта:
введение монохромного
цвета.Задание:выполнение
практической

плоскостей фасадов для
поиска композиционной
выразительности.
11

12

13

Здание как
сочетание различных
объёмов. Понятие модуля.
Здание как
сочетание различных
объёмов. Понятие модуля.

Понимать и объяснять
структуру различных
типов зданий, выявлять
горизонтальные,
вертикальные, наклонные
элементы, входящие в них.
Применять модульные
элементы в создании
эскизного макета дома.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Важнейшие
архитектурные элементы
здания.

Иметь представление и
рассказывать о главных
архитектурных элементах

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания.

работы по теме
«Композиционная
взаимосвязь объектов в
макете»
Прослеживание структур
зданий различных
архитектурных стилей и
эпох.Выявление простых
объёмов, образующих дом.
Взаимное влияние объёмов
и их сочетаний на образный
характерпостройки. Баланс
функциональности
ихудожественной красоты
здания. Детальи целое.
Достижение
выразительности и
целесообразности
конструкции. Модуль как
основа эстетической
цельности постройки и
домостроительной
индустрии.Задание:выполн
ение практ.
работ по темам:
«Разнообразие объёмных
форм, их композиционное
усложнение», «Соединение
объёмных форм в единое
архитектурное целое»,
«Модуль как основа
эстетической цельности в
конструкции».
Рассмотрение различных
типов зданий, выявление
горизонтальных,

14

Вещь как
сочетание объёмов и
образ времени.

здания, их изменениях в
процессе исторического
развития. Создавать
разнообразные творческие
работы (фантазийные
конструкции) в материале.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию,

Понимать общее и
различное во внешнем
облике вещи и здания,
уметь выявлять сочетание
объёмов, образующих
форму вещи.
Осознавать дизайн вещи
одновременно как
искусство и как
социальное
проектирование, уметь
объяснять это.
Определять вещь как
объект, несущий отпечаток
дня сегодняшнего и
вчерашнего.
Создавать творческие
работы в материале.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

вертикальных, наклонных
элементов, входящих в их
структуру. Возникновение
и историческое развитие
главных архитектурных
элементов здания.
Использование элементов
здания в макете
архитектурного объекта.
Задания:выполнение
практическихработ по теме
«Проектирование объёмнопространственного объекта
из важнейших элементов
здания» (создание
макетов).
Многообразие мира вещей.
Внешний облик вещи.
Выявление сочетающихся
объёмов. Функция вещи и
целесообразность
сочетаний объёмов.
Дизайн вещи как искусство
и социальное
проектирование. Вещь как
образ действительности и
времени. Сочетание
образного и рационального.
Красота — наиболее
полное выявление
функции вещи.
Задания: выполнение
аналитической работы по
теме «Аналитическая
зарисовка бытового
предмета», а также

15

Форма и материал.

Понимать и объяснять, в
чём заключается
взаимосвязь формы и
материала. Развивать
творческое воображение,
создавать новые
фантазийные или
утилитарные функции для
старых вещей.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

16

Роль цвета
в формотворчестве.

Получать представления о
влиянии цвета на
восприятие формы
объектов архитектуры и
дизайна, а также о том,
какое значение имеет
расположение цвета в
пространстве
архитектурнодизайнерского объекта.
Понимать и объяснять
особенности цвета в

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

творческой работы
«Создание образнотематической инсталляции»
(портретчеловека, портрет
времени, портретвремени
действия).
Взаимосвязь формы и
материала. Влияние
функции вещи на материал,
из которого она будет
создаваться. Рольматериала
в определении формы.
Влияние развития
технологий и материалов
на изменение формы вещи.
Задания:выполнение
практическихработ по теме
«Определяющая роль
материала в создании
формы, конструкции и
назначении вещи» (проекты
«Сочинение вещи», «Из
вещи — вещь»).
Эмоциональное и
формообразующее
значение цвета в дизайне и
архитектуре. Влияние цвета
на восприятие формы
объектов архитектуры и
дизайна. Отличие роли
цвета в живописи от его
назначения в
конструктивных
искусствах. Цвет и окраска.
Преобладание локального

живописи, дизайне,
архитектуре.
Выполнять коллективную
творческую работу по
теме.

17

цвета в дизайне и
архитектуре.
Психологическое
воздействие цвета.
Влияние на восприятие
цвета его нахождения в
пространстве
архитектурнодизайнерского объекта,
формы цветового пятна, а
также мягкого или резкого
его очертания, яркости
цвета. Специфика влияния
различных цветовспектра и
их тональностей. Фактура
цветового покрытия.
Задание: выполнение
коллективной
практической работы по
теме «Цвет как
конструктивный,
пространственный и
декоративный элемент
композиции» (создание
комплекта упаковок из
3—5 предметов; макета
цветового решения
пространства
микрорайона).
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и
Знать место
Формирование
Эмоциональное и
страны. Образы
конструктивных искусств
готовности и
формообразующее
материальной культуры
в ряду пластических
способности к
значение цвета в дизайне и
прошлого
искусств.Уметь
саморазвитию и
архитектуре. Влияние цвета
рассказывать об
самообразованию на
на восприятие формы
особенностях
объектов архитектуры и

архитектурнохудожественных стилей
разных эпох; создавать
образ материальной
культуры прошлого в
собственной творческой
работе.

основе мотивации к
обучению и познанию.

дизайна. Отличие роли
цвета в живописи от его
назначения в
конструктивных
искусствах. Цвет и окраска.
Преобладание локального
цвета в дизайне и
архитектуре.
Психологическое
воздействие цвета.
Влияние на восприятие
цвета его нахождения в
пространстве
архитектурнодизайнерского объекта,
формы цветового пятна, а
также мягкого или резкого
его очертания, яркости
цвета. Специфика влияния
различных цветов спектра и
их тональностей. Фактура
цветового покрытия.
Задание: выполнение
коллективной
практической работы по
теме «Цвет как
конструктивный,
пространственный и
декоративный элемент
композиции» (создание
комплекта упаковок из
3—5 предметов; макета
цветового решения
пространства
микрорайона).

18

Город сегодня и завтра.
Пути развития
современной архитектуры
и дизайна

Знать имена выдающихся
архитекторов и
архитектурные
сооружения XX века.
Уметь создавать образ
материальной культуры
прошлого в собственной
творческой работе.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию

19

Живое пространство
города. Город,
микрорайон, улица

Знать о роли архитектора в
создании структуры
города; основные типы
организации городского
пространства.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания.
Формирование
готовности и
способности к

Образ и стиль. Смена
стилей как отражение
эволюции образа жизни,
сознания людей и развития
производственных
возможностей.
Художественноаналитический обзор
развития образно-стилевого
языка архитектуры как
этапов духовной,
художественной и
материальной культуры
разных народов и эпох.
Архитектура народного
жилища. Храмовая
архитектура. Частный дом.
Задания: выполнение работ
по теме «Архитектурные
образы прошлых эпох»
(зарисовки или живописные
этюды части города,
создание узнаваемого
силуэта города из
фотоизображений;
практическая работа:
фотоколлаж из
изображен.произведений
архитектуры и дизайна
одного стиля).
Исторические формы
планировки городской
среды и их связь с образом
жизни людей. Различные
композиционные виды
планировки города:

20

Вещь в городе и дома.

21

Городской дизайн

Уметь создавать
композицию организации
городского пространства,
используя один из видов
планировки, работать
различными
художественными
материалами.

саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Знать об особенностях
малых архитектурных
форм, создающих вещнопространственную среду
города; о композиционном
принципе оформления
витрины.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на

замкнутая, радиальная,
кольцевая, свободноразомкнутая, асимметричн.,
прямоугольная и др. Схемапланировка и реальность.
Организация
пространственной среды в
конструктивных
искусствах. Роль цвета в
формировании
пространства. Цветовая
среда. Задания: практ.
раб.по теме
«Композиционная
организация городского
пространства» (создание
макетной или графической
схемы организации
городского пространства;
создание проекта
современного здания в
исторически сложившейся
городской среде;
создание макета небольшой
части города, подчинение
его элементов какомулибо главному объекту).
Неповторимость
старинных кварталов и
кварталы жилья. Роль
малой архитектуры и
архитектурного дизайна в
эстетизации и
индивидуализации
городской среды, в
установке связи между

22
23

Интерьер и вещь в доме.
Дизайн пространственновещевой среды интерьера

Уметь создавать
практические творческие
работы в технике коллажа.

основе мотивации к
обучению и познанию

Знать понятие дизайна
интерьера; о стилевом
единстве вещей-ансамбле;
о роли каждой вещи в
образно-стилевом решении
интерьера.
Уметь создавать
творческие работы в
технике коллажа, работать
художественными
материалами по выбору.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

человеком и архитектурой.
Создание информативного
комфорта городской
среды: устройство
пешеходных зон в городах,
установка городской
мебели (скамьи, «диваны»
и пр.), киосков,
информационных блоков,
блоков локального
озеленения и т. д.
Задания: выполнение
практических
работ по теме
«Проектирование дизайна
объектов городской среды»
(создание коллажнографической композиции и
дизайн-проекта
оформления витрины
магазина).
Архитектурный «остов»
интерьера.
Историчность и
социальность интерьера.
Отделочные материалы,
введение фактуры и цвета в
интерьер. От унификации к
индивидуализации подбора
вещного наполнения
интерьера.
Мебель и архитектура:
гармония и контраст.
Дизайнерские детали
интерьера.

24

Природа и архитектура

25

Организация
архитектурноландшафтного
пространства

Знать различные
направления ландшафтной
архитектуры и их
отличительные
особенности.
Уметь понимать
эстетическое и
экологическое взаимное
сосуществование природы
и архитектуры;
использовать известные и
осваивать новые приемы с
бумагой в процессе
макетирования.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Зонирование интерьера.
Интерьеры общественных
мест (театр, кафе, вокзал,
офис, школа и пр.).Задания:
выполнение практической и
аналитической работ по
теме «Роль вещи в образностилевом решении
интерьера» (создание
образно-коллажной
композиции или подготовка
реферата; создание
конструктивного или
декоративно-цветового
решения элемента
сервиза по аналогии c
остальными предметами).
Город в единстве с
ландшафтно-парковой
средой. Развитие
пространственноконструктивного
мышления.Технология
макетирования путём
введения в технику
бумагопластики различных
материалов и фактур
(ткань, проволока, фольга,
древесина, стекло и т. д.)
для создания архитектурноландшафтных объектов
(лес, водоём, дорога, газон
и т. д.).
Задания: выполнение
аналитической и
практической работ по теме

26
27

Ты- архитектор!
Замысел архитектурного
проекта и его
осуществление

Знать процесс
архитектурного
творчества.
Уметь выражать
авторскую позицию

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

«Композиция
архитектурноландшафтного макета»
(выполнение
аналитического
упражнения, создание
фотоизобразительного
монтажа «Русская
усадьба», создание макета
ландшафта с простейшим
архитектурным объектом
(беседка, мостик и т. д.).
Единство эстетического и
функционального в
объёмно-пространственной
организации среды
жизнедеятельности людей.
Природно-экологические,
историко-социальные и
иные параметры, влияющие
на композиционную
планировку города.
Реализация в процессе
коллективного
макетирования чувства
красоты и архитектурносмысловой логики.
Задание: выполнение
практической
творческой коллективной
работы по теме
«Проектирование
архитектурного образа
города» («Исторический
город», «Сказочный город»,
«Город будущего»).

28

Мой дом – мой образ
жизни

29

Интерьер, который мы
создаем

Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Знать о функциональном
Формирование
Мечты и представления о
зонировании и
готовности и
своём будущем жилище,
организации пространства способности к
реализующиеся в
внутренней планировки
саморазвитию и
архитектурно-дизайнерских
жилища.
самообразованию на
проектах.
Уметь учитывать в проекте основе мотивации к
Принципы организации и
инженерно-бытовые и
обучению и познанию.
членения пространства на
санитарно-технические
различн. функциональные
задачи, организовывать в
зоны: для работы, отдыха,
пространстве дома
спорта, хозяйства, для
функциональные зоны: для
детей и т. д.
работы, отдыха, спорта.
Мой дом — мой образ
жизни. Учёт в проекте
инженерно-бытовых и сантехнических задач.
Задания: выполнение
аналитической и практ.
работ по теме
«Создание плана-проекта
«Дом моей мечты»»
(выполнение проектного
задания собоснованием
планировки собственного
дома, выполнение
графического (поэтажного)
плана дома или квартиры,
набросок внешнего вида
дома и прилегающей
территории).
Понимать и объяснять
Формирование основ
Дизайн интерьера. Роль
задачи зонирования
культуры, развитие
материалов, фактур и
помещения и уметь найти
эстетического сознания цветовой гаммы. Стиль и
способ зонирования.
Формирование
эклектика.
Отражать в эскизном
готовности и
Отражение в проекте
проекте дизайна интерьера способности к
дизайна интерьера образно-

30

Пугало в огороде,
или… Под шёпот
фонтанных струй.

своей собственной
комнаты или квартиры
образно-архитектурный
композиционный замысел.

саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Узнавать о различных
вариантах
планировки дачной
территории.
Совершенствовать приёмы
работы
с различными
материалами в процессе
создания проекта садового
участка.
Применять навыки
сочинения объёмнопространственной
композиции в

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

архитектурного замысла и
композиционно-стилевых
начал.
Функциональная красота
или роскошь предметного
наполнения интерьера
(мебель, бытовое
оборудование). Создание
многофункционального
интерьера собственной
комнаты. Способы
зонирования помещения.
Задание: выполнение
практической работы по
теме «Проект организации
многофункционального
пространства и вещной
среды моей жилой
комнаты»
(фантазийный или
реальный).
Планировка сада, огорода,
зонирование территории.
Организация палисадника,
садовых дорожек. Малые
архитектурные формы сада:
беседка, бельведер,
пергола, ограда и пр.
Водоёмы и мини-пруды.
Сомасштабные сочетания
растений сада. Альпийские
горки, скульптура,
керамика, садовая мебель,
кормушка для птиц и т. д.

формировании букета по
принципам икебаны

31

Композиционноконструктивные
принципы дизайна
одежды

Знать о соответствии
материала и формы в
одежде; как применять
законы композиции в
процессе создания одежды
(силуэт, линия, фасон).
Знать направления в
молодежной моде.
Уметь критически
осмысливать
индивидуальность фигуры
человека; осознавать
психологию
индивидуального и
массового производства
одежды. Использовать
графические навыки и
технологию выполнения
коллажа в процессе

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Спортплощадка и многое
другое в саду мечты.
Искусство аранжировки.
Икебана как
пространственная
композиция в интерьере.
Задания: выполнение
практических работ по
темам: «Дизайн-проект
территории приусадебного
участка», «Создание
фитокомпозиции по типу
икебаны» (выполнение
аранжировки растений,
цветов и природных
материалов исходя из
принципов композиции).
Соответствие материала и
формы в одежде.
Технология создания
одежды.
Целесообразность и мода.
Психология
индивидуального и
массового. Мода — бизнес
и манипулирование
массовым сознанием.
Законы композиции в
одежде. Силуэт, линия,
фасон.
Задания: выполнение
аналитической и
практической работ по теме
«Мода, культура и ты»
(подбор костюмов для
разных людей с учётом

создания молодежных
комплектов одежды.

32

Встречают по одёжке.

Использовать графические
навыки и технологии
выполнения коллажа в
процессе создания эскизов
молодёжных комплектов
одежды. Создавать
творческие работы,
проявлять фантазию,
воображение, чувство
композиции, умение
выбирать материалы.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

33

Промежуточная
аттестация

Научатся самостоятельно
классифицировать

Смыслообразование.

специфики их фигуры,
пропорций, возраста;
создание 2—3 эскизов
разных видов
одежды для собственного
гардероба).
Психология
индивидуального и
массового. Мода — бизнес
и манипулирование
массовым сознанием.
Возраст и мода.
Молодёжная субкультура и
подростковая мода. «Быть
или казаться?»
Самоутверждение и
знаковость в моде.
Философия «стаи» и её
выражение в одежде.
Стереотип и китч.
Задания: выполнение
коллективных
практических работ по теме
«Дизайн современной
одежды» (создание
живописного панно с
элементами фото-коллажа
на тему современного
молодёжного костюма,
создание коллекции
моделей образнофантазийного костюма в
натуральную величину).
Выставка

материал по жанрам; критически оценивать
художественные произведения; выражать свое
мнение

34

Моделируя себя –
моделируешь мир

Понимать и уметь
доказывать,
что человеку прежде всего
нужно «быть», а не
«казаться».
Уметь видеть искусство
вокруг себя, обсуждать
практические творческие
работы, созданные в
течение учебного года.

Ценностное отношение
к историческому
прошлому.
Адекватное понимание
причин успеха –
неуспеха в учебной
деятельности.
Эмоциональнонравственная
отзывчивость
деятельности.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Человек — мера вещного
мира. Он — или его хозяин,
или раб. Создавая
«оболочку» — имидж,
создаёшь
и «душу». Моделируя себя,
моделируешь и создаёшь
мир и своё завтра.
Роль дизайна и
архитектуры в современном
обществе как важной
составляющей,
формирующей его
социокультурный облик.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфеденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-55-64

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».