Рабочая программа по изобразительному искусству в7 классе (1)

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на основании:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»
 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего
образования.
 Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.
2004 г №1089.
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06
октября 2009 года
 Примерной программы поИЗО, на основе авторской программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная
линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций ( Б.М.
Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А.С. Питерских) -4-ое издание М..Просвещение, 2015г.
 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования
 Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов
федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС ООО.
 Программа разработана с учётом целей и задач образовательной программы МОБУ СОШ с.Коварды им. Н.Х. Гариповой.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления обучающихся
как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного
творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
 формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
 освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
 формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
 развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
 формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;

 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
 овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу
и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
 овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, МОБУ СОШ с.Коварды предмет «Изобразительное искусство» изучается
в 7 классе в объеме один час в неделю (34 ч. в год)
Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию,
культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Содержание программы
Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни
народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык
крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и
подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства:
резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир
русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные
праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России,
их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи,
цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров
художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в
произведениях народных художественных промыслов. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая
роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных
художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных
общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Выявление
господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века. Зачем людям украшения. Роль
декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль
декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты
современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к
ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой
индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале –
от замысла до воплощения. Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер.
Учебно-тематический план
Раздел обучения
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор — человек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире
Итого:

Количество часов
8
8
11
9
34

Учебно-методической комплекс
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4е изд. — М.:
Просвещение, 2015
2.Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство: 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2014 г
3.Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство
«Титул», 1996
4.Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство
«Титул», 1996
5. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство
«Титул», 1996

Календарно-тематический план
№ ур.

1

2

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности
Примечание
Дата
(элементы содержания,
проведения
контроль)
предметные
личностные
план факт
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры
Мир, который создаёт
Познакомить с объёмно –
Осознают многообразие Уметь объяснять
человек
пространственной и
взглядов, свои интересы. глубинные смыслы
плоскостной композицией
основных знаков –
символов традиционного
прикладного искусства,
отмечать их лаконично –
выразительную красоту.
Основы композиции
Выполнять основные типы Формирование
Находить в окружающем
в конструктивных
композиций:
целостного
рукотворном мире примеры
искусствах.
симметричную и
мировоззрения,
плоскостных и объёмноасимметричную,
проявление
пространственных
фронтальную и
познавательной
композиций.Выбирать
глубинную. Гармония и
активности в области
способы компоновки
контраст, баланс масс и
предметной
композиции и составлять
динамическое равновесие, деятельности
различные плоскостные
движение и статика, ритм, Формирование основ
композиции из 1—4 и более
замкнутость и
культуры, развитие
простейших форм
разомкнутость
эстетического сознания (прямоугольников),
композиции. Добиваться
Формирование
располагая их по принципу
эмоциональной
готовности и
симметрии или
выразительности (в
способности к
динамического равновесия.
практической работе),
саморазвитию и
Выполнение практических
применяя
самообразованию на
работ по теме «Основы
композиционную
основе мотивации к
композиции в графическом
доминанту
обучению и познанию
дизайне».
и ритмическое
расположение элементов.
Понимать и передавать в
учебных работах

3

Прямые линии и
организация пространства

4

Цвет — элемент
композиционного
творчества.
Свободные формы:
линии и тоновые
пятна.

5

движение, статику и
композиционный ритм.
Понимать и объяснять,
какова роль прямых линий
в организации
пространства.
Использовать прямые
линии для связывания
отдельных элементов в
единое композиционное
целое или, исходя из
образного замысла,
членить
композиционное
пространство при помощи
линий.

Понимать роль цвета в
конструктивных
искусствах.
Различать технологию
использования цвета в
живописи и в
конструктивных
искусствах.
Применять цвет в
графических
композициях как акцент
или доминанту.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию,

Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в области
предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и

Решение с помощью
простейших
композиционных элементов
художественоэмоциональных задач. Ритм
идвижение, разреженность
и сгущённость.
Прямые линии: соединение
элементов композиции и
членение плоскости.
Образно-художественная
осмысленность простейших
плоскостных композиций.
Монтажность соединений
элементов,
порождающаяобраз.Задани
е:выполнение
практическихработ по теме
«Прямые линии — элемент
организации плоскостной
композиции».
Функциональные задачи
цвета вконструктивных
искусствах. Применение
локального цвета.
Сближенностьцветов и
контраст. Цветовой акцент,
ритм цветовых форм,
доминанта.
Выразительность линии, и
пятна,интонационность и
многоплановость.
Задание: выполнение практ.
работ по теме

способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию,

6

Искусствошрифта.

Понимать букву как
исторически сложившееся
обозначение звука.
Различать «архитектуру»
шрифта и особенности
шрифтовых гарнитур.
Применять печатное
слово, типографскую
строку в качестве
элементов графической
композиции.

7

Композиционные основы
макетирования в
графическом дизайне.

Понимать и объяснять
образно информационную
цельность синтеза
слова и изображения в
плакате и рекламе.
Создавать творческую
работу в материале.

Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в области
предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.
Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в области
предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания

«Акцентирующая
рольцвета в организации
композиционного
пространства»; выполнение
аналитической работы по
теме «Абстрактные
формы в искусстве».
Буква как изобразительносмысловой символ звука.
Буква и искусствошрифта,
«архитектура» шрифта,
шрифтовые гарнитуры.
Шрифт и содержание
текста. Понимание
печатного слова,
типографской строки как
элементов плоскостной
композиции. Логотип.
Задание: выполнение
аналитических и
практических работ по теме
«Буква — изобразительный
элементкомпозиции».
Синтез слова и
изображения в искусстве
плаката, монтажность их
соединения, образноинформационная
цельность.Стилистика
изображений и способы
их композиционного
расположения в
пространстве плаката и
поздравительной открытки.

8

Многообразие форм
графического дизайна.

9

От плоскостного
изображения к объемному
макету

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.
Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в области
предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Задание:выполнение
практическихработ по теме
«Изображение — образный
элемент композиции на
примеремакетирования
эскиза плаката и
открытки».
Узнавать элементы,
Многообразие видов
.
составляющие
графического
конструкцию и
дизайна: от визитки до
художественное
книги. Соединение текста и
оформление книги,
изображения.Элементы,
журнала. Выбирать и
составляющие
использовать различные
конструкцию
способы компоновки
и художественное
книжного и журнального
оформление книги,
разворота. Создавать
журнала. Коллажная
практическую творческую
композиция: образность и
работу в материале.
технология.
Задание:выполнение
практических
работ по теме
«Коллективная деловая
игра: проектирование книги
(журнала),создание макета
журнала» (в технике
коллажа или на
компьютере).
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Развивать
Формирование
Композиция плоскостная и
пространственное
готовности и
пространственная.
воображение. Понимать
способности к
Прочтение плоскостной
плоскостную композицию саморазвитию и
композиции как
как
самообразованию на
схематического
возможноесхематическое
основе мотивации к
изображения объёмов в
обучению и познанию
пространстве привзгляде на

изображение объёмов при
взгляде на них сверху.
Осознавать чертёж как
плоскостное изображение
объёмов, когда точка —
вертикаль, круг —
цилиндр, шар и т. д.
Применять в создаваемых
пространственных
композициях
доминантный
объект и вспомогательные
соединительные элементы.

10

Взаимосвязь объектов
в архитектурном макете

Анализировать
композицию объёмов,
составляющих общий
облик, образ современной
постройки. Осознавать
взаимное влияние объёмов
и их сочетаний на
образный характер
постройки. Понимать и
объяснять взаимосвязь
выразительности и
целесообразности
конструкции. Овладевать
способами обозначения
на макете рельефа
местности и природных
объектов. Использовать в
макете фактуру

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

них сверху. Композиция
пятен и линий как чертёж
объектов впространстве.
Понятие чертежа как
плоскостного изображения
объёмов,когда точка —
вертикаль, круг — цилиндр
или шар, кольцо —
цилиндри т. д. Понимание
учащимися проекционной
природы чертежа.
Задание: практ. работы по
теме «Соразмерность и
пропорциональность
объёмов в пространстве»
(создание объёмнопространственных макетов)
Прочтение по рисунку
простых геометрических
тел, а также прямых,
ломаных, кривых линий.
Конструирование их в
объёме и применение в
пространственно-макетных
композициях.
Вспомогательные
соединительные
элементы в
пространственной
композиции. Понятие
рельефа местности и
способы его обозначения на
макете. Дизайн проекта:
введение монохромного
цвета.Задание:выполнение
практической

плоскостей фасадов для
поиска композиционной
выразительности.
11

12

13

Здание как
сочетание различных
объёмов. Понятие модуля.
Здание как
сочетание различных
объёмов. Понятие модуля.

Понимать и объяснять
структуру различных
типов зданий, выявлять
горизонтальные,
вертикальные, наклонные
элементы, входящие в них.
Применять модульные
элементы в создании
эскизного макета дома.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Важнейшие
архитектурные элементы
здания.

Иметь представление и
рассказывать о главных
архитектурных элементах

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания.

работы по теме
«Композиционная
взаимосвязь объектов в
макете»
Прослеживание структур
зданий различных
архитектурных стилей и
эпох.Выявление простых
объёмов, образующих дом.
Взаимное влияние объёмов
и их сочетаний на образный
характерпостройки. Баланс
функциональности
ихудожественной красоты
здания. Детальи целое.
Достижение
выразительности и
целесообразности
конструкции. Модуль как
основа эстетической
цельности постройки и
домостроительной
индустрии.Задание:выполн
ение практ.
работ по темам:
«Разнообразие объёмных
форм, их композиционное
усложнение», «Соединение
объёмных форм в единое
архитектурное целое»,
«Модуль как основа
эстетической цельности в
конструкции».
Рассмотрение различных
типов зданий, выявление
горизонтальных,

14

Вещь как
сочетание объёмов и
образ времени.

здания, их изменениях в
процессе исторического
развития. Создавать
разнообразные творческие
работы (фантазийные
конструкции) в материале.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию,

Понимать общее и
различное во внешнем
облике вещи и здания,
уметь выявлять сочетание
объёмов, образующих
форму вещи.
Осознавать дизайн вещи
одновременно как
искусство и как
социальное
проектирование, уметь
объяснять это.
Определять вещь как
объект, несущий отпечаток
дня сегодняшнего и
вчерашнего.
Создавать творческие
работы в материале.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

вертикальных, наклонных
элементов, входящих в их
структуру. Возникновение
и историческое развитие
главных архитектурных
элементов здания.
Использование элементов
здания в макете
архитектурного объекта.
Задания:выполнение
практическихработ по теме
«Проектирование объёмнопространственного объекта
из важнейших элементов
здания» (создание
макетов).
Многообразие мира вещей.
Внешний облик вещи.
Выявление сочетающихся
объёмов. Функция вещи и
целесообразность
сочетаний объёмов.
Дизайн вещи как искусство
и социальное
проектирование. Вещь как
образ действительности и
времени. Сочетание
образного и рационального.
Красота — наиболее
полное выявление
функции вещи.
Задания: выполнение
аналитической работы по
теме «Аналитическая
зарисовка бытового
предмета», а также

15

Форма и материал.

Понимать и объяснять, в
чём заключается
взаимосвязь формы и
материала. Развивать
творческое воображение,
создавать новые
фантазийные или
утилитарные функции для
старых вещей.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

16

Роль цвета
в формотворчестве.

Получать представления о
влиянии цвета на
восприятие формы
объектов архитектуры и
дизайна, а также о том,
какое значение имеет
расположение цвета в
пространстве
архитектурнодизайнерского объекта.
Понимать и объяснять
особенности цвета в

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

творческой работы
«Создание образнотематической инсталляции»
(портретчеловека, портрет
времени, портретвремени
действия).
Взаимосвязь формы и
материала. Влияние
функции вещи на материал,
из которого она будет
создаваться. Рольматериала
в определении формы.
Влияние развития
технологий и материалов
на изменение формы вещи.
Задания:выполнение
практическихработ по теме
«Определяющая роль
материала в создании
формы, конструкции и
назначении вещи» (проекты
«Сочинение вещи», «Из
вещи — вещь»).
Эмоциональное и
формообразующее
значение цвета в дизайне и
архитектуре. Влияние цвета
на восприятие формы
объектов архитектуры и
дизайна. Отличие роли
цвета в живописи от его
назначения в
конструктивных
искусствах. Цвет и окраска.
Преобладание локального

живописи, дизайне,
архитектуре.
Выполнять коллективную
творческую работу по
теме.

17

цвета в дизайне и
архитектуре.
Психологическое
воздействие цвета.
Влияние на восприятие
цвета его нахождения в
пространстве
архитектурнодизайнерского объекта,
формы цветового пятна, а
также мягкого или резкого
его очертания, яркости
цвета. Специфика влияния
различных цветовспектра и
их тональностей. Фактура
цветового покрытия.
Задание: выполнение
коллективной
практической работы по
теме «Цвет как
конструктивный,
пространственный и
декоративный элемент
композиции» (создание
комплекта упаковок из
3—5 предметов; макета
цветового решения
пространства
микрорайона).
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и
Знать место
Формирование
Эмоциональное и
страны. Образы
конструктивных искусств
готовности и
формообразующее
материальной культуры
в ряду пластических
способности к
значение цвета в дизайне и
прошлого
искусств.Уметь
саморазвитию и
архитектуре. Влияние цвета
рассказывать об
самообразованию на
на восприятие формы
особенностях
объектов архитектуры и

архитектурнохудожественных стилей
разных эпох; создавать
образ материальной
культуры прошлого в
собственной творческой
работе.

основе мотивации к
обучению и познанию.

дизайна. Отличие роли
цвета в живописи от его
назначения в
конструктивных
искусствах. Цвет и окраска.
Преобладание локального
цвета в дизайне и
архитектуре.
Психологическое
воздействие цвета.
Влияние на восприятие
цвета его нахождения в
пространстве
архитектурнодизайнерского объекта,
формы цветового пятна, а
также мягкого или резкого
его очертания, яркости
цвета. Специфика влияния
различных цветов спектра и
их тональностей. Фактура
цветового покрытия.
Задание: выполнение
коллективной
практической работы по
теме «Цвет как
конструктивный,
пространственный и
декоративный элемент
композиции» (создание
комплекта упаковок из
3—5 предметов; макета
цветового решения
пространства
микрорайона).

18

Город сегодня и завтра.
Пути развития
современной архитектуры
и дизайна

Знать имена выдающихся
архитекторов и
архитектурные
сооружения XX века.
Уметь создавать образ
материальной культуры
прошлого в собственной
творческой работе.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию

19

Живое пространство
города. Город,
микрорайон, улица

Знать о роли архитектора в
создании структуры
города; основные типы
организации городского
пространства.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания.
Формирование
готовности и
способности к

Образ и стиль. Смена
стилей как отражение
эволюции образа жизни,
сознания людей и развития
производственных
возможностей.
Художественноаналитический обзор
развития образно-стилевого
языка архитектуры как
этапов духовной,
художественной и
материальной культуры
разных народов и эпох.
Архитектура народного
жилища. Храмовая
архитектура. Частный дом.
Задания: выполнение работ
по теме «Архитектурные
образы прошлых эпох»
(зарисовки или живописные
этюды части города,
создание узнаваемого
силуэта города из
фотоизображений;
практическая работа:
фотоколлаж из
изображен.произведений
архитектуры и дизайна
одного стиля).
Исторические формы
планировки городской
среды и их связь с образом
жизни людей. Различные
композиционные виды
планировки города:

20

Вещь в городе и дома.

21

Городской дизайн

Уметь создавать
композицию организации
городского пространства,
используя один из видов
планировки, работать
различными
художественными
материалами.

саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Знать об особенностях
малых архитектурных
форм, создающих вещнопространственную среду
города; о композиционном
принципе оформления
витрины.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на

замкнутая, радиальная,
кольцевая, свободноразомкнутая, асимметричн.,
прямоугольная и др. Схемапланировка и реальность.
Организация
пространственной среды в
конструктивных
искусствах. Роль цвета в
формировании
пространства. Цветовая
среда. Задания: практ.
раб.по теме
«Композиционная
организация городского
пространства» (создание
макетной или графической
схемы организации
городского пространства;
создание проекта
современного здания в
исторически сложившейся
городской среде;
создание макета небольшой
части города, подчинение
его элементов какомулибо главному объекту).
Неповторимость
старинных кварталов и
кварталы жилья. Роль
малой архитектуры и
архитектурного дизайна в
эстетизации и
индивидуализации
городской среды, в
установке связи между

22
23

Интерьер и вещь в доме.
Дизайн пространственновещевой среды интерьера

Уметь создавать
практические творческие
работы в технике коллажа.

основе мотивации к
обучению и познанию

Знать понятие дизайна
интерьера; о стилевом
единстве вещей-ансамбле;
о роли каждой вещи в
образно-стилевом решении
интерьера.
Уметь создавать
творческие работы в
технике коллажа, работать
художественными
материалами по выбору.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

человеком и архитектурой.
Создание информативного
комфорта городской
среды: устройство
пешеходных зон в городах,
установка городской
мебели (скамьи, «диваны»
и пр.), киосков,
информационных блоков,
блоков локального
озеленения и т. д.
Задания: выполнение
практических
работ по теме
«Проектирование дизайна
объектов городской среды»
(создание коллажнографической композиции и
дизайн-проекта
оформления витрины
магазина).
Архитектурный «остов»
интерьера.
Историчность и
социальность интерьера.
Отделочные материалы,
введение фактуры и цвета в
интерьер. От унификации к
индивидуализации подбора
вещного наполнения
интерьера.
Мебель и архитектура:
гармония и контраст.
Дизайнерские детали
интерьера.

24

Природа и архитектура

25

Организация
архитектурноландшафтного
пространства

Знать различные
направления ландшафтной
архитектуры и их
отличительные
особенности.
Уметь понимать
эстетическое и
экологическое взаимное
сосуществование природы
и архитектуры;
использовать известные и
осваивать новые приемы с
бумагой в процессе
макетирования.

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Зонирование интерьера.
Интерьеры общественных
мест (театр, кафе, вокзал,
офис, школа и пр.).Задания:
выполнение практической и
аналитической работ по
теме «Роль вещи в образностилевом решении
интерьера» (создание
образно-коллажной
композиции или подготовка
реферата; создание
конструктивного или
декоративно-цветового
решения элемента
сервиза по аналогии c
остальными предметами).
Город в единстве с
ландшафтно-парковой
средой. Развитие
пространственноконструктивного
мышления.Технология
макетирования путём
введения в технику
бумагопластики различных
материалов и фактур
(ткань, проволока, фольга,
древесина, стекло и т. д.)
для создания архитектурноландшафтных объектов
(лес, водоём, дорога, газон
и т. д.).
Задания: выполнение
аналитической и
практической работ по теме

26
27

Ты- архитектор!
Замысел архитектурного
проекта и его
осуществление

Знать процесс
архитектурного
творчества.
Уметь выражать
авторскую позицию

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

«Композиция
архитектурноландшафтного макета»
(выполнение
аналитического
упражнения, создание
фотоизобразительного
монтажа «Русская
усадьба», создание макета
ландшафта с простейшим
архитектурным объектом
(беседка, мостик и т. д.).
Единство эстетического и
функционального в
объёмно-пространственной
организации среды
жизнедеятельности людей.
Природно-экологические,
историко-социальные и
иные параметры, влияющие
на композиционную
планировку города.
Реализация в процессе
коллективного
макетирования чувства
красоты и архитектурносмысловой логики.
Задание: выполнение
практической
творческой коллективной
работы по теме
«Проектирование
архитектурного образа
города» («Исторический
город», «Сказочный город»,
«Город будущего»).

28

Мой дом – мой образ
жизни

29

Интерьер, который мы
создаем

Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Знать о функциональном
Формирование
Мечты и представления о
зонировании и
готовности и
своём будущем жилище,
организации пространства способности к
реализующиеся в
внутренней планировки
саморазвитию и
архитектурно-дизайнерских
жилища.
самообразованию на
проектах.
Уметь учитывать в проекте основе мотивации к
Принципы организации и
инженерно-бытовые и
обучению и познанию.
членения пространства на
санитарно-технические
различн. функциональные
задачи, организовывать в
зоны: для работы, отдыха,
пространстве дома
спорта, хозяйства, для
функциональные зоны: для
детей и т. д.
работы, отдыха, спорта.
Мой дом — мой образ
жизни. Учёт в проекте
инженерно-бытовых и сантехнических задач.
Задания: выполнение
аналитической и практ.
работ по теме
«Создание плана-проекта
«Дом моей мечты»»
(выполнение проектного
задания собоснованием
планировки собственного
дома, выполнение
графического (поэтажного)
плана дома или квартиры,
набросок внешнего вида
дома и прилегающей
территории).
Понимать и объяснять
Формирование основ
Дизайн интерьера. Роль
задачи зонирования
культуры, развитие
материалов, фактур и
помещения и уметь найти
эстетического сознания цветовой гаммы. Стиль и
способ зонирования.
Формирование
эклектика.
Отражать в эскизном
готовности и
Отражение в проекте
проекте дизайна интерьера способности к
дизайна интерьера образно-

30

Пугало в огороде,
или… Под шёпот
фонтанных струй.

своей собственной
комнаты или квартиры
образно-архитектурный
композиционный замысел.

саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Узнавать о различных
вариантах
планировки дачной
территории.
Совершенствовать приёмы
работы
с различными
материалами в процессе
создания проекта садового
участка.
Применять навыки
сочинения объёмнопространственной
композиции в

Формирование основ
культуры, развитие
эстетического сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

архитектурного замысла и
композиционно-стилевых
начал.
Функциональная красота
или роскошь предметного
наполнения интерьера
(мебель, бытовое
оборудование). Создание
многофункционального
интерьера собственной
комнаты. Способы
зонирования помещения.
Задание: выполнение
практической работы по
теме «Проект организации
многофункционального
пространства и вещной
среды моей жилой
комнаты»
(фантазийный или
реальный).
Планировка сада, огорода,
зонирование территории.
Организация палисадника,
садовых дорожек. Малые
архитектурные формы сада:
беседка, бельведер,
пергола, ограда и пр.
Водоёмы и мини-пруды.
Сомасштабные сочетания
растений сада. Альпийские
горки, скульптура,
керамика, садовая мебель,
кормушка для птиц и т. д.

формировании букета по
принципам икебаны

31

Композиционноконструктивные
принципы дизайна
одежды

Знать о соответствии
материала и формы в
одежде; как применять
законы композиции в
процессе создания одежды
(силуэт, линия, фасон).
Знать направления в
молодежной моде.
Уметь критически
осмысливать
индивидуальность фигуры
человека; осознавать
психологию
индивидуального и
массового производства
одежды. Использовать
графические навыки и
технологию выполнения
коллажа в процессе

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Спортплощадка и многое
другое в саду мечты.
Искусство аранжировки.
Икебана как
пространственная
композиция в интерьере.
Задания: выполнение
практических работ по
темам: «Дизайн-проект
территории приусадебного
участка», «Создание
фитокомпозиции по типу
икебаны» (выполнение
аранжировки растений,
цветов и природных
материалов исходя из
принципов композиции).
Соответствие материала и
формы в одежде.
Технология создания
одежды.
Целесообразность и мода.
Психология
индивидуального и
массового. Мода — бизнес
и манипулирование
массовым сознанием.
Законы композиции в
одежде. Силуэт, линия,
фасон.
Задания: выполнение
аналитической и
практической работ по теме
«Мода, культура и ты»
(подбор костюмов для
разных людей с учётом

создания молодежных
комплектов одежды.

32

Встречают по одёжке.

Использовать графические
навыки и технологии
выполнения коллажа в
процессе создания эскизов
молодёжных комплектов
одежды. Создавать
творческие работы,
проявлять фантазию,
воображение, чувство
композиции, умение
выбирать материалы.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

33

Промежуточная
аттестация

Научатся самостоятельно
классифицировать

Смыслообразование.

специфики их фигуры,
пропорций, возраста;
создание 2—3 эскизов
разных видов
одежды для собственного
гардероба).
Психология
индивидуального и
массового. Мода — бизнес
и манипулирование
массовым сознанием.
Возраст и мода.
Молодёжная субкультура и
подростковая мода. «Быть
или казаться?»
Самоутверждение и
знаковость в моде.
Философия «стаи» и её
выражение в одежде.
Стереотип и китч.
Задания: выполнение
коллективных
практических работ по теме
«Дизайн современной
одежды» (создание
живописного панно с
элементами фото-коллажа
на тему современного
молодёжного костюма,
создание коллекции
моделей образнофантазийного костюма в
натуральную величину).
Выставка

материал по жанрам; критически оценивать
художественные произведения; выражать свое
мнение

34

Моделируя себя –
моделируешь мир

Понимать и уметь
доказывать,
что человеку прежде всего
нужно «быть», а не
«казаться».
Уметь видеть искусство
вокруг себя, обсуждать
практические творческие
работы, созданные в
течение учебного года.

Ценностное отношение
к историческому
прошлому.
Адекватное понимание
причин успеха –
неуспеха в учебной
деятельности.
Эмоциональнонравственная
отзывчивость
деятельности.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.

Человек — мера вещного
мира. Он — или его хозяин,
или раб. Создавая
«оболочку» — имидж,
создаёшь
и «душу». Моделируя себя,
моделируешь и создаёшь
мир и своё завтра.
Роль дизайна и
архитектуры в современном
обществе как важной
составляющей,
формирующей его
социокультурный облик.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфеденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-55-64

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».