Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на основании: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года Примерной программы поИЗО, на основе авторской программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций ( Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А.С. Питерских) -4-ое издание М..Просвещение, 2015г. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС ООО. Программа разработана с учётом целей и задач образовательной программы МОБУ СОШ с.Коварды им. Н.Х. Гариповой. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Место предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом, МОБУ СОШ с.Коварды предмет «Изобразительное искусство» изучается в 7 классе в объеме один час в неделю (34 ч. в год) Результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Содержание программы Древние корни народного искусства Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Связь времен в народном искусстве Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор — человек, общество, время Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения. Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер. Учебно-тематический план Раздел обучения Древние корни народного искусства Связь времен в народном искусстве Декор — человек, общество, время Декоративное искусство в современном мире Итого: Количество часов 8 8 11 9 34 Учебно-методической комплекс 1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4е изд. — М.: Просвещение, 2015 2.Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство: 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014 г 3.Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство «Титул», 1996 4.Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство «Титул», 1996 5. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство «Титул», 1996 Календарно-тематический план № ур. 1 2 Тема урока Планируемые результаты Виды деятельности Примечание Дата (элементы содержания, проведения контроль) предметные личностные план факт Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры Мир, который создаёт Познакомить с объёмно – Осознают многообразие Уметь объяснять человек пространственной и взглядов, свои интересы. глубинные смыслы плоскостной композицией основных знаков – символов традиционного прикладного искусства, отмечать их лаконично – выразительную красоту. Основы композиции Выполнять основные типы Формирование Находить в окружающем в конструктивных композиций: целостного рукотворном мире примеры искусствах. симметричную и мировоззрения, плоскостных и объёмноасимметричную, проявление пространственных фронтальную и познавательной композиций.Выбирать глубинную. Гармония и активности в области способы компоновки контраст, баланс масс и предметной композиции и составлять динамическое равновесие, деятельности различные плоскостные движение и статика, ритм, Формирование основ композиции из 1—4 и более замкнутость и культуры, развитие простейших форм разомкнутость эстетического сознания (прямоугольников), композиции. Добиваться Формирование располагая их по принципу эмоциональной готовности и симметрии или выразительности (в способности к динамического равновесия. практической работе), саморазвитию и Выполнение практических применяя самообразованию на работ по теме «Основы композиционную основе мотивации к композиции в графическом доминанту обучению и познанию дизайне». и ритмическое расположение элементов. Понимать и передавать в учебных работах 3 Прямые линии и организация пространства 4 Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. 5 движение, статику и композиционный ритм. Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства. Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий. Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, Формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной деятельности Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и Решение с помощью простейших композиционных элементов художественоэмоциональных задач. Ритм идвижение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающаяобраз.Задани е:выполнение практическихработ по теме «Прямые линии — элемент организации плоскостной композиции». Функциональные задачи цвета вконструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенностьцветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии, и пятна,интонационность и многоплановость. Задание: выполнение практ. работ по теме способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 6 Искусствошрифта. Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции. 7 Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Понимать и объяснять образно информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале. Формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной деятельности Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной деятельности Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания «Акцентирующая рольцвета в организации композиционного пространства»; выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные формы в искусстве». Буква как изобразительносмысловой символ звука. Буква и искусствошрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Логотип. Задание: выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элементкомпозиции». Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образноинформационная цельность.Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. 8 Многообразие форм графического дизайна. 9 От плоскостного изображения к объемному макету Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной деятельности Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Задание:выполнение практическихработ по теме «Изображение — образный элемент композиции на примеремакетирования эскиза плаката и открытки». Узнавать элементы, Многообразие видов . составляющие графического конструкцию и дизайна: от визитки до художественное книги. Соединение текста и оформление книги, изображения.Элементы, журнала. Выбирать и составляющие использовать различные конструкцию способы компоновки и художественное книжного и журнального оформление книги, разворота. Создавать журнала. Коллажная практическую творческую композиция: образность и работу в материале. технология. Задание:выполнение практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала),создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере). В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств Развивать Формирование Композиция плоскостная и пространственное готовности и пространственная. воображение. Понимать способности к Прочтение плоскостной плоскостную композицию саморазвитию и композиции как как самообразованию на схематического возможноесхематическое основе мотивации к изображения объёмов в обучению и познанию пространстве привзгляде на изображение объёмов при взгляде на них сверху. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. 10 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов впространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов,когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндри т. д. Понимание учащимися проекционной природы чертежа. Задание: практ. работы по теме «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве» (создание объёмнопространственных макетов) Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.Задание:выполнение практической плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. 11 12 13 Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Важнейшие архитектурные элементы здания. Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. работы по теме «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох.Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характерпостройки. Баланс функциональности ихудожественной красоты здания. Детальи целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.Задание:выполн ение практ. работ по темам: «Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции». Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, 14 Вещь как сочетание объёмов и образ времени. здания, их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать творческие работы в материале. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. Использование элементов здания в макете архитектурного объекта. Задания:выполнение практическихработ по теме «Проектирование объёмнопространственного объекта из важнейших элементов здания» (создание макетов). Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи. Задания: выполнение аналитической работы по теме «Аналитическая зарисовка бытового предмета», а также 15 Форма и материал. Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 16 Роль цвета в формотворчестве. Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурнодизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. творческой работы «Создание образнотематической инсталляции» (портретчеловека, портрет времени, портретвремени действия). Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Рольматериала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи. Задания:выполнение практическихработ по теме «Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи» (проекты «Сочинение вещи», «Из вещи — вещь»). Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективную творческую работу по теме. 17 цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета его нахождения в пространстве архитектурнодизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветовспектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Задание: выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3—5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона). Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека Город сквозь времена и Знать место Формирование Эмоциональное и страны. Образы конструктивных искусств готовности и формообразующее материальной культуры в ряду пластических способности к значение цвета в дизайне и прошлого искусств.Уметь саморазвитию и архитектуре. Влияние цвета рассказывать об самообразованию на на восприятие формы особенностях объектов архитектуры и архитектурнохудожественных стилей разных эпох; создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. основе мотивации к обучению и познанию. дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета его нахождения в пространстве архитектурнодизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Задание: выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3—5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона). 18 Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна Знать имена выдающихся архитекторов и архитектурные сооружения XX века. Уметь создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 19 Живое пространство города. Город, микрорайон, улица Знать о роли архитектора в создании структуры города; основные типы организации городского пространства. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественноаналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. Задания: выполнение работ по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» (зарисовки или живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображен.произведений архитектуры и дизайна одного стиля). Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: 20 Вещь в городе и дома. 21 Городской дизайн Уметь создавать композицию организации городского пространства, используя один из видов планировки, работать различными художественными материалами. саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Знать об особенностях малых архитектурных форм, создающих вещнопространственную среду города; о композиционном принципе оформления витрины. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на замкнутая, радиальная, кольцевая, свободноразомкнутая, асимметричн., прямоугольная и др. Схемапланировка и реальность. Организация пространственной среды в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда. Задания: практ. раб.по теме «Композиционная организация городского пространства» (создание макетной или графической схемы организации городского пространства; создание проекта современного здания в исторически сложившейся городской среде; создание макета небольшой части города, подчинение его элементов какомулибо главному объекту). Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между 22 23 Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственновещевой среды интерьера Уметь создавать практические творческие работы в технике коллажа. основе мотивации к обучению и познанию Знать понятие дизайна интерьера; о стилевом единстве вещей-ансамбле; о роли каждой вещи в образно-стилевом решении интерьера. Уметь создавать творческие работы в технике коллажа, работать художественными материалами по выбору. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Задания: выполнение практических работ по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажнографической композиции и дизайн-проекта оформления витрины магазина). Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. 24 Природа и архитектура 25 Организация архитектурноландшафтного пространства Знать различные направления ландшафтной архитектуры и их отличительные особенности. Уметь понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; использовать известные и осваивать новые приемы с бумагой в процессе макетирования. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).Задания: выполнение практической и аналитической работ по теме «Роль вещи в образностилевом решении интерьера» (создание образно-коллажной композиции или подготовка реферата; создание конструктивного или декоративно-цветового решения элемента сервиза по аналогии c остальными предметами). Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственноконструктивного мышления.Технология макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурноландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.). Задания: выполнение аналитической и практической работ по теме 26 27 Ты- архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление Знать процесс архитектурного творчества. Уметь выражать авторскую позицию Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. «Композиция архитектурноландшафтного макета» (выполнение аналитического упражнения, создание фотоизобразительного монтажа «Русская усадьба», создание макета ландшафта с простейшим архитектурным объектом (беседка, мостик и т. д.). Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты и архитектурносмысловой логики. Задание: выполнение практической творческой коллективной работы по теме «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего»). 28 Мой дом – мой образ жизни 29 Интерьер, который мы создаем Человек в зеркале дизайна и архитектуры Знать о функциональном Формирование Мечты и представления о зонировании и готовности и своём будущем жилище, организации пространства способности к реализующиеся в внутренней планировки саморазвитию и архитектурно-дизайнерских жилища. самообразованию на проектах. Уметь учитывать в проекте основе мотивации к Принципы организации и инженерно-бытовые и обучению и познанию. членения пространства на санитарно-технические различн. функциональные задачи, организовывать в зоны: для работы, отдыха, пространстве дома спорта, хозяйства, для функциональные зоны: для детей и т. д. работы, отдыха, спорта. Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и сантехнических задач. Задания: выполнение аналитической и практ. работ по теме «Создание плана-проекта «Дом моей мечты»» (выполнение проектного задания собоснованием планировки собственного дома, выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории). Понимать и объяснять Формирование основ Дизайн интерьера. Роль задачи зонирования культуры, развитие материалов, фактур и помещения и уметь найти эстетического сознания цветовой гаммы. Стиль и способ зонирования. Формирование эклектика. Отражать в эскизном готовности и Отражение в проекте проекте дизайна интерьера способности к дизайна интерьера образно- 30 Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. своей собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел. саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка. Применять навыки сочинения объёмнопространственной композиции в Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Создание многофункционального интерьера собственной комнаты. Способы зонирования помещения. Задание: выполнение практической работы по теме «Проект организации многофункционального пространства и вещной среды моей жилой комнаты» (фантазийный или реальный). Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. формировании букета по принципам икебаны 31 Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды Знать о соответствии материала и формы в одежде; как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон). Знать направления в молодежной моде. Уметь критически осмысливать индивидуальность фигуры человека; осознавать психологию индивидуального и массового производства одежды. Использовать графические навыки и технологию выполнения коллажа в процессе Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Задания: выполнение практических работ по темам: «Дизайн-проект территории приусадебного участка», «Создание фитокомпозиции по типу икебаны» (выполнение аранжировки растений, цветов и природных материалов исходя из принципов композиции). Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Задания: выполнение аналитической и практической работ по теме «Мода, культура и ты» (подбор костюмов для разных людей с учётом создания молодежных комплектов одежды. 32 Встречают по одёжке. Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды. Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 33 Промежуточная аттестация Научатся самостоятельно классифицировать Смыслообразование. специфики их фигуры, пропорций, возраста; создание 2—3 эскизов разных видов одежды для собственного гардероба). Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодёжная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и китч. Задания: выполнение коллективных практических работ по теме «Дизайн современной одежды» (создание живописного панно с элементами фото-коллажа на тему современного молодёжного костюма, создание коллекции моделей образнофантазийного костюма в натуральную величину). Выставка материал по жанрам; критически оценивать художественные произведения; выражать свое мнение 34 Моделируя себя – моделируешь мир Понимать и уметь доказывать, что человеку прежде всего нужно «быть», а не «казаться». Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы, созданные в течение учебного года. Ценностное отношение к историческому прошлому. Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности. Эмоциональнонравственная отзывчивость деятельности. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Человек — мера вещного мира. Он — или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра. Роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной составляющей, формирующей его социокультурный облик.