Рабочая программа по немецкому языку в 9 классе (1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по второму иностранному (немецкому) языку на уровне
основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных
в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по второму иностранному (немецкому) языку устанавливает
распределение обязательного предметного содержания по годам обучения,
последовательность их изучения с учётом особенностей структуры немецкого
языка, межпредметных связей второго иностранного (немецкого) языка с
содержанием учебных предметов на уровне основного общего образования с
учётом возрастных особенностей обучающихся.
Изучение второго иностранного (немецкого) языка направлено на
формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует
общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности,
расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Построение программы по второму иностранному (немецкому) языку
имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. В
каждом классе даются новые элементы содержания и определяются новые
требования. В процессе обучения освоенные на определённом этапе
грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом
лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
Одной из важных особенностей изучения второго иностранного
(немецкого) языка является опора на сформированные в процессе изучения
первого иностранного языка коммуникативные умения и сопоставление
осваиваемых языковых явлений с первым иностранным и русским языками.
Процесс изучения второго иностранного (немецкого) языка может быть
интенсифицирован при следовании следующим принципам:
принцип комплексности, который актуален не только в отношении
взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности через
интеграцию коммуникативных задач. Данный принцип обеспечивает
формирование единой мультилингвальной коммуникативной компетенции
через учёт уровня развития коммуникативной компетенции в других языках и
опору на неё;
сопоставительный принцип, который проявляется через сравнение и
сопоставление коррелирующих друг с другом языковых явлений родного,
первого и второго иностранных языков. Реализация этого принципа выступает

инструментом оптимизации обучения, формирования металингвистического
сознания обучающихся;
принцип интенсификации учебного труда обучающихся, который
продиктован необходимостью ускорить учебный процесс и внутренними
характеристиками овладения вторым иностранным языком, позволяющим это
спроводить;
принцип межкультурной направленности обучения, который позволяет
расширить взгляд на процесс межкультурной коммуникации. В соответствии
с этим принципом обязательными становятся сопоставительные приёмы с
социокультурным материалом, которые помогают, с одной стороны, избежать
дублирования содержания обучения, а с другой – побуждают к анализу
социокультурного содержания, рефлексии своей собственной культуры.
Интенсификация учебного процесса возможна при использовании
следующих стратегий:
совершенствование познавательных действий обучающихся;
перенос учебных умений;
перенос лингвистических и социокультурных знаний, речевых умений;
повышенные по сравнению с первым иностранным языком объёмы
нового грамматического и лексического материала;
совместная отработка элементов лингвистических явлений;
использование интегративных упражнений и заданий, требующих
проблемного мышления;
рациональное распределение классных и домашних видов работ;
большая самостоятельность и автономность обучающегося в учении.
Возрастание значимости владения несколькими иностранными языками,
а также особенности организации учебного процесса при изучении второго
иностранного (немецкого) языка приводит к переосмыслению целей и
содержания обучения предмету.
Цели иноязычного образования формулируются на ценностном
когнитивном и прагматическом уровнях и воплощаются в личностных,
метапредметных и предметных результатах обучения. Иностранные языки
являются средством общения и самореализации и социальной адаптации,
развития умений поиска, обработки и использования информации в
познавательных целях, одним из средств воспитания гражданина, патриота,
развития национального самосознания.
Целью
иноязычного
образования
является
формирование
коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её
составляющих, как:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении,
письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в
соответствии c отобранными темами общения, освоение знаний о языковых
явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и
иностранном языках;
социокультурная (межкультурная) компетенция – приобщение к
культуре, традициям, реалиям стран (страны) изучаемого языка в рамках тем
и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим
особенностям обучающихся 5–9 классов на разных этапах (5–7 и 8–9 классы),
формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях
межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения
в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче
информации.
Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами
второго иностранного (немецкого) языка формируются ключевые
универсальные учебные компетенции, включающие образовательную,
ценностно-ориентационную, общекультурную,
учебно-познавательную,
информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного
самосовершенствования.
Основными подходами к обучению второму иностранному (немецкому)
языку
признаются
компетентностный,
системно-деятельностный,
межкультурный и коммуникативно-когнитивный, что предполагает
возможность реализовать поставленные цели, добиться достижения
планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основного
общего образования, использования новых педагогических технологий
(дифференциация, индивидуализация, проектная деятельность и другие
технологии) и использования современных средств обучения.
Поскольку решение о включении второго иностранного языка в
образовательную программу принимает образовательная организация, то нет
требований минимально допустимого количества учебных часов, выделяемых
на его изучение. Однако рекомендуется выделять не менее 2 часов в неделю
или 68 часов в год для достижения качественных результатов изучения
второго иностранного (немецкого) языка.

Общее число часов, рекомендованных для изучения второго
иностранного (немецкого) языка на уровне основного общего образования, –
34 часа: в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Требования к предметным результатам для основного общего
образования констатируют необходимость к окончанию 9 класса владения
умением общаться на втором иностранном (немецком) языке в разных формах
(устно и письменно, непосредственно и опосредованно, в том числе через
Интернет) на уровне выживания (уровне А1 в соответствии с
Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком). При
учёте вышеназванных принципов интенсификации обучения и при условии
изучения второго иностранного языка не менее 2 часов в неделю с 5 по 9 класс
может быть достигнут допороговый (А2) уровень владения вторым
иностранным (немецким) языком.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
9 КЛАСС
Коммуникативные умения
Формирование умения общаться в устной и письменной форме,
используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках
тематического содержания речи.
Моя семья. Мои друзья. Семейные праздники: Новый год.
Внешность и характер человека (литературного персонажа).
Досуг и увлечения (хобби) современного подростка (чтение, кино, спорт).
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание.
Покупки: продукты питания.
Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы,
школьные принадлежности. Переписка с иностранными сверстниками.
Каникулы в различное время года. Виды отдыха.
Природа: дикие и домашние животные.
Родной город (село). Транспорт.
Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Их географическое
положение, столицы, достопримечательности, культурные особенности
(национальные праздники, традиции, обычаи).
Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка.
Говорение
Развитие коммуникативных умений диалогической речи:
диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать
разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и
вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо
соглашаться на предложение и отказываться от предложения собеседника;
диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо
соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к
совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на
предложение собеседника;
диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на
вопросы разных видов, запрашивать интересующую информацию.
Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в
стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического
содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или)
иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета, принятых в
стране (странах) изучаемого языка.
Объём диалога – до 3 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи:
создание устных связных монологических высказываний с
использованием основных коммуникативных типов речи:
описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе
характеристика (черты характера реального человека или литературного
персонажа);
повествование (сообщение);
изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста;
краткое изложение результатов выполненной проектной работы.
Данные умения монологической речи развиваются в стандартных
ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи
с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций,
фотографий.
Объём монологического высказывания – 4 фразы.
Аудирование
Развитие коммуникативных умений аудирования:
при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и
одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное;
при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия
и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов,
содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения
в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с
пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой
информации с использованием и без использования иллюстраций;
аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает
умение определять основную тему и главные факты (события) в
воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова,
несущественные для понимания основного содержания;
аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает
умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в
эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте;
тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в
ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного
характера.
Время звучания текста (текстов) для аудирования – до 1 минуты.
Смысловое чтение
Развитие умения читать про себя и понимать учебные и несложные
адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие
отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их

содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с
пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой
информации.
Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение
определять основную тему и главные факты (события) в прочитанном тексте,
игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного
содержания.
Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение
находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию,
представленную в эксплицитной (явной) форме.
Чтение не сплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них
информации.
Тексты для чтения: беседа (диалог), рассказ, сказка, сообщение личного
характера, сообщение информационного характера, стихотворение,
несплошной текст (таблица).
Объём текста (текстов) для чтения – 150 слов.
Письменная речь
Развитие умений письменной речи:
списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний,
предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом,
Рождеством, днём рождения);
заполнение анкет и формуляров, сообщение о себе основных сведений
(имя, фамилия, пол, возраст, адрес) в соответствии с нормами, принятыми в
стране (странах) изучаемого языка;
написание электронного сообщения личного характера в соответствии с
нормами неофициального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого
языка. Объём сообщения – до 30 слов.
Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи
Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации,
произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с
соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе
отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов
согласно основным правилам чтения.
Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов,
построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил
чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: беседа (диалог), рассказ, отрывок из статьи
научно-популярного характера, сообщение информационного характера.
Объём текста для чтения вслух – до 70 слов.
Графика, орфография и пунктуация
Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного
и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении.
Пунктуационно правильное в соответствии с нормами речевого этикета,
принятыми в стране (странах) изучаемого языка, оформление электронного
сообщения личного характера.
Лексическая сторона речи
Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических
единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации
общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением
существующей в немецком языке нормы лексической сочетаемости.
Объём изучаемой лексики: 300 лексических единиц для продуктивного
использования и 400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая
300 лексических единиц продуктивного минимума).
Основные способы словообразования:
аффиксация:
образование имён существительных при помощи суффиксов -er (der
Lehrer), -in (die Lehrerin);
образование имён прилагательных при помощи суффиксов -ig (sonnig), lich (freundlich);
образование числительных при помощи суффиксов -zehn, -zig (fünfzehn,
fünfzig);
словосложение: образование сложных существительных путём
соединения основ существительных (das Klassenposter).
Синонимы. Интернациональные слова.
Грамматическая сторона речи
Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных
морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка.
Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные
(утвердительные), вопросительные (общий и специальный вопросы).
Нераспространённые и распространённые простые предложения: с
простым глагольным сказуемым (Ich komme. Du kommst. Sie kommen.) и
составным глагольным сказуемым (Er kann kochen.), с составным именным
сказуемым (Der Tisch ist blau.), в том числе с дополнением в винительном
падеже (Er liest ein Buch.).

Определённый и неопределённый артикли (der/ein Bleistift).
Глаголы с изменением корневой гласной (fahren, lesen, sehen, sprechen,
essen, treffen).
Конструкция предложения с gern (Wir spielen gern.).
Глаголы с отделяемыми приставками (fernsehen, mitkommen, abholen,
anfangen).
Единственное и множественное число существительных в именительном
и винительном падежах.
Глагол haben + Akkusativ (в Präsens).
Модальные глаголы mögen, können (в Präsens) и форма глагола möchte.
Наречия, отвечающие на вопрос «где?» (links, rechts, in der Mitte, hinten,
hinten rechts, vorne, vorne rechts).
Личные местоимения (ich, du, er, sie, es, wir, ihr, Sie/sie). Притяжательные
местоимения (mein, dein, sein, ihr, unser) в именительном падеже в
единственном и множественном числе и конструкция Mamas Rucksack.
Вопросительные местоимения (wie, wo, woher). Вопросы с указанием
времени (Um wie viel Uhr beginnt der Unterricht?).
Количественные числительные (до 100).
Предлоги (in, aus – Ich wohne in Deutschland. Ich komme aus Österreich.),
предлоги для обозначения времени (um, von … bis, am).
Социокультурные знания и умения
Знание и использование социокультурных элементов речевого
поведенческого этикета в стране (странах) изучаемого языка в рамках
тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе «В семье», «В
школе»).
Знание и использование в устной и письменной речи наиболее
употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного
тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в
проведении досуга и питании).
Знание социокультурного портрета родной страны и страны (стран)
изучаемого языка: особенностей образа жизни и культуры страны (стран)
изучаемого языка (известных достопримечательностях, выдающихся людях),
образцов детской поэзии и прозы на немецком языке.
Формирование умений:
писать своё имя и фамилию, а также имена и фамилии своих
родственников и друзей на немецком языке;
правильно оформлять свой адрес на немецком языке (в анкете,
формуляре);
кратко представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка;

кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и
страны (стран) изучаемого языка (основные национальные праздники,
традиции в проведении досуга и питании).
Компенсаторные умения
Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе
контекстуальной, догадки.
Использование в качестве опоры при составлении собственных
высказываний ключевых слов, плана.
Игнорирование информации, не являющейся необходимой для
понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или
для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Сравнение (в том числе установление основания для сравнения)
объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках
изученной тематики.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ (НЕМЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения второго иностранного (немецкого) языка у
обучающегося будут сформированы личностные, метапредметные и
предметные результаты, отвечающие требованиям ФГОС к освоению
основной образовательной программы основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
организации
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания, и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества,
родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции, готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной
организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного

языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения иностранного (немецкого) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
 проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желаемым
состоянием
ситуации,
объекта,
самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент,
небольшое
исследование
по
установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
 оценивать на
применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого
наблюдения,
опыта,
исследования,
владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев, выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления, находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой познавательных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.


Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, публично
представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним

составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
мозговые штурмы и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов
и
собственных
возможностей,
аргументировать
предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте, проводить выбор и
брать ответственность за решение.
Самоконтроль
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать оценку ситуации и предлагать план её изменения,
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение
к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить
позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие
результата цели условиям.
Эмоциональный интеллект
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций.
Принимать себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать своё
право на ошибку и такое же право другого, принимать себя и других не
осуждая, открытость себе и другим, осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по второму иностранному
(немецкому) языку к концу обучения в 5 классе.
Коммуникативные умения
Говорение:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалогпобуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического
содержания речи для 5 класса в стандартных ситуациях неофициального
общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм
речевого этикета, принятого в стране (странах) изучаемого языка (до трёх
реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе характеристика, повествование (сообщение)) с вербальными и (или)
зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 5 класса
(объём монологического высказывания – 4 фразы), излагать основное
содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами
(объём – 4 фразы), кратко излагать результаты выполненной проектной
работы (объём – 4 фразы).
Аудирование:
воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные
аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со
зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их
содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с
пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой
информации (время звучания текста (текстов) для аудирования – до 1 минуты)
Смысловое чтение:
читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные
тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной
проникновения в их содержание в зависимости от поставленной
коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с
пониманием запрашиваемой информации (объём текста (текстов) для чтения
– 150 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать
представленную в них информацию.
Письменная речь:
писать короткие поздравления с праздниками, заполнять анкеты и
формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами,
принятыми в стране (странах) изучаемого языка, писать электронное
сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране
(странах) изучаемого языка (объём сообщения – до 30 слов).
Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи:
различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации,
произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их
ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила

отсутствия фразового ударения на служебных словах, выразительно читать
вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объёмом до 70 слов,
построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил
чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно
основным правилам чтения.
Графика, орфография и пунктуация:
правильно писать изученные слова, использовать точку, вопросительный
и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении,
пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного
характера.
Лексическая сторона речи:
распознавать в устной речи и письменном тексте 400 лексических единиц
(слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и
письменной речи 300 лексических единиц, обслуживающих ситуации
общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением
существующей нормы лексической сочетаемости, распознавать и употреблять
в устной и письменной речи родственные слова, образованные с
использованием аффиксации: имена существительные с суффиксами -er, -in,
имена прилагательные с суффиксами -ig, -lich, числительные, образованные
при помощи суффиксов -zehn, -zig, имена существительные, образованные
путём соединения основ существительных (das Klassenzimmer), распознавать
и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и
интернациональные слова.
Грамматическая сторона речи:
понимать особенности структуры простых и сложных предложений
немецкого языка, различных коммуникативных типов предложений
немецкого языка;
распознавать и употреблять в устной речи и письменном тексте:
нераспространённые и распространённые простые предложения: с
простым глагольным сказуемым (Ich komme. Du kommst. Sie kommen.) и
составным глагольным сказуемым (Er kann kochen.), с составным именным
сказуемым (Der Tisch ist blau.), в том числе с дополнением в винительном
падеже (Er liest ein Buch.);
определённый и неопределённый артикли (der/ein Bleistift);
глаголы с изменением корневой гласной (fahren, lesen, sehen, sprechen,
essen, treffen);
конструкцию предложения с gern (Wir spielen gern.);
глаголы с отделяемыми приставками (fernsehen, mitkommen, abholen,
anfangen);

единственное и множественное число существительных в именительном
и винительном падежах;
глагол haben + Akkusativ (в Präsens);
модальные глаголы mögen, können (в Präsens) и форму глагола möchte;
наречия, отвечающие на вопрос «где?» (links, rechts, in der Mitte, hinten,
hinten rechts, vorne, vorne rechts);
личные местоимения (ich, du, er, sie, es, wir, ihr, Sie/sie);
притяжательные местоимения (mein, dein, sein, ihr, unser) в именительном
падеже в единственном и множественном числе и конструкция Mamas
Rucksack;
вопросительные местоимения (wie, wo, woher);
вопросы с указанием времени (Um wie viel Uhr beginnt der Unterricht?).
количественные числительные (до 100).
предлоги (in, aus – Ich wohne in Deutschland. Ich komme aus Österreich.),
предлоги для обозначения времени (um, von … bis, am).
Социокультурные знания и умения
использовать отдельные социокультурные элементы речевого
поведенческого этикета в стране (странах) изучаемого языка в рамках
тематического содержания;
понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее
употребительную фоновую лексику страны (стран) изучаемого языка в рамках
тематического содержания речи;
правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена (свои,
родственников и друзей) на немецком языке (в анкете, формуляре);
обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной
страны и страны (стран) изучаемого языка;
кратко представлять Россию и страны (страну) изучаемого языка.
Компенсаторные умения
использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе
контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой
для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста
или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;
владеть начальными умениями классифицировать лексические единицы
по темам в рамках тематического содержания речи;
участвовать в несложных учебных проектах с использованием
материалов на немецком языке с применением информационнокоммуникативных технологий, соблюдая правила информационной
безопасности при работе в Интернете;

использовать иноязычные словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы, в электронной форме;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках
изученной тематики.
Предметные результаты освоения программы по второму иностранному
(немецкому) языку к концу обучения в 6 классе.
Коммуникативные умения
Говорение:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалогпобуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках отобранного
тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального
общения, с вербальными и (или) со зрительными опорами, с соблюдением
норм речевого этикета, принятого в стране (странах) изучаемого языка (до 3
реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе характеристика, повествование (сообщение)) с вербальными и (или)
зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объём
монологического высказывания – 5–6 фраз), излагать основное содержание
прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объём – 5–
6 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объём –
5–6 фраз).
Аудирование:
воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные
аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со
зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной
коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с
пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста (текстов)
для аудирования – до 1 минуты).
Смысловое чтение:
читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные
тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной
проникновения в их содержание в зависимости от поставленной
коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с
пониманием запрашиваемой информации (объём текста (текстов) для чтения
– 160–180 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать
представленную в них информацию.
Письменная речь:

заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в
соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка,
писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет,
принятый в стране (странах) изучаемого языка (объём сообщения – до 50
слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием
образца, плана, ключевых слов, картинок (объём высказывания – до 50 слов).
Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи:
различать слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить
слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмикоинтонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия
фразового ударения на служебных словах, выразительно читать вслух
небольшие адаптированные аутентичные тексты объёмом до 70 слов,
построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил
чтения и соответствующей интонации, читать новые слова согласно основным
правилам чтения.
Графика, орфография и пунктуация:
правильно писать изученные слова;
использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце
предложения, запятую при перечислении, пунктуационно правильно
оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи:
распознавать в устной речи и письменном тексте 550 лексических единиц
(слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и
письменной речи 450 лексических единиц (включая 300 лексических единиц,
освоенных ранее), обслуживающих ситуации общения в рамках
тематического содержания, с соблюдением существующей нормы
лексической сочетаемости;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные
слова, образованные с использованием аффиксации: имена существительные
при помощи суффиксов -keit, -heit, -ung, имена прилагательные и наречия при
помощи отрицательного префикса un-, при помощи конверсии: имена
существительные от глагола (das Lesen), при помощи словосложения:
соединения глагола и существительного (der Schreibtisch);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные
синонимы, антонимы и интернациональные слова;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные
средства связи для обеспечения целостности высказывания.
Грамматическая сторона речи:

понимать особенности структуры простых и сложных предложений
немецкого языка, различных коммуникативных типов предложений
немецкого языка;
распознавать и употреблять в устной речи и письменном тексте:
нулевой артикль (Magst du Kartoffeln? Ich esse gern Käse.);
речевые образцы в ответах с ja – nein – doch;
неопределённо-личное местоимение man;
сложносочинённые предложения с союзом deshalb;
глаголы в видовременных формах действительного залога в
изъявительном наклонении в Präteritum, Perfekt с вспомогательным глаголом
haben;
повелительное наклонение;
глаголы sitzen – setzen, liegen – legen, stehen – stellen, hängen;
конструкция es gibt + Akkusativ;
модальные глаголы müssen, wollen (в Präsens);
склонение имён существительных в единственном числе в дательном
падеже;
множественное число имён существительных;
личные местоимения в винительном (в некоторых речевых образцах);
неопределённые местоимения (etwas/alles/nichts);
отрицание nicht и kein;
порядковые числительные (die erste, zweite, dritte Straße);
предлоги места, требующие дательного падежа при ответе на вопрос wo?
(hinter, auf, unter, über, neben, zwischen);
предлоги in, aus;
предлоги времени im, um, am;
предлоги c дательным падежом mit, nach, aus, zu, von, bei.
Социокультурные знания и умения
использовать отдельные социокультурные элементы речевого
поведенческого этикета в стране (странах) изучаемого языка в рамках
тематического содержания речи;
понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее
употребительную лексику страны (стран) изучаемого языка в рамках
тематического содержания речи;
обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной
страны и страны (стран) изучаемого языка;
кратко представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка.
Компенсаторные умения

использовать при чтении и аудировании – языковую догадку, в том числе
контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой
для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста
или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;
владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в
рамках тематического содержания речи, по частям речи, по
словообразовательным элементам;
участвовать в несложных учебных проектах с использованием
материалов на немецком языке с применением информационнокоммуникативных технологий, соблюдая правила информационной
безопасности при работе в Интернете;
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы, в электронной форме;
достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения
с носителями иностранного языка, с людьми другой культуры;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках
изученной тематики.
Предметные результаты освоения программы по второму иностранному
(немецкому) языку к концу обучения в 7 классе.
Коммуникативные умения
Говорение:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалогпобуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог,
включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания
речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и
(или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого
в стране (странах) изучаемого языка (до 4 реплик со стороны каждого
собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе характеристика, повествование (сообщение) с вербальными и (или)
зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объём
монологического высказывания – 7 фраз), излагать основное содержание
прочитанного (прослушанного) текста с вербальными и (или) зрительными
опорами (объём – 7 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной
работы (объём – 7 фраз).
Аудирование:
воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты,
содержащие отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной

коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с
пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста (текстов)
для аудирования – до 1 минуты).
Смысловое чтение:
читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие
отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их
содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с
пониманием основного содержания, с пониманием нужной/запрашиваемой
информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в
эксплицитной (явной) форме (объём текста (текстов) для чтения – до 200 слов),
читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать
представленную в них информацию.
Письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в
соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка,
писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет,
принятый в стране (странах) изучаемого языка (объём сообщения – до 75
слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием
образца, плана, ключевых слов, таблицы (объём высказывания – до 75 слов).
Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи:
различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации,
произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их
ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила
отсутствия фразового ударения на служебных словах, выразительно читать
вслух небольшие аутентичные тексты объёмом до 80 слов, построенные на
изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и
соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным
правилам чтения.
Графика, орфография и пунктуация:
правильно писать изученные слова;
использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце
предложения, запятую при перечислении, пунктуационно правильно
оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи:
распознавать в устной речи и письменном тексте 650 лексических единиц
(слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и
письменной речи 600 лексических единиц, обслуживающих ситуации

общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей
нормы лексической сочетаемости;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные
слова, образованные с использованием аффиксации: глаголы при помощи
суффикса -ieren, имена существительные при помощи суффиксов -schaft, -tion,
префикса un-, при помощи конверсии: имена существительные от
прилагательных (das Grün), при помощи словосложения: соединения
прилагательного и существительного (die Kleinstadt);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные
многозначные лексические единицы, синонимы, антонимы;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные
средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности
высказывания.
Грамматическая сторона речи:
понимать особенности структуры простых и сложных предложений и
различных коммуникативных типов предложений немецкого языка;
распознавать и употреблять в устной речи и письменном тексте:
сложноподчинённые предложения: дополнительные (с союзом dass),
причины (с союзом weil), времени (с союзом wenn);
образование Perfekt слабых и сильных глаголов;
глаголы с возвратным местоимением sich;
склонение прилагательных;
степени сравнения прилагательных, союзы als, wie;
модальные глаголы dürfen и sollen в Präsens;
модальные глаголы в Präteritum;
притяжательные местоимения в именительном и дательном падежах;
личные местоимения в дательном падеже;
склонение местоимений welch-, jed-, dies-;
порядковые числительные до 100;
числительные для обозначения дат и больших чисел (до 1 000 000).
Социокультурные знания и умения
использовать отдельные социокультурные элементы речевого
поведенческого этикета, принятые в стране (странах) изучаемого языка в
рамках тематического содержания;
понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее
употребительную тематическую фоновую лексику страны (стран) изучаемого
языка в рамках тематического содержания речи;
обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном
наследии родной страны и страны (стран) изучаемого языка;

кратко представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка.
Компенсаторные умения
использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе
контекстуальную, при непосредственном общении переспрашивать, просить
повторить, уточняя значения незнакомых слов, игнорировать информацию, не
являющуюся необходимой для понимания основного содержания
прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте
запрашиваемой информации;
владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в
рамках тематического содержания речи, по частям речи, по
словообразовательным элементам;
участвовать в несложных учебных проектах с использованием
материалов на немецком языке с применением информационнокоммуникативных технологий, соблюдая правила информационной
безопасности при работе в Интернете;
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы, в электронной форме;
достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения
с носителями иностранного языка, с людьми другой культуры;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках
изученной тематики.
Предметные результаты освоения программы по второму иностранному
(немецкому) языку к концу обучения в 8 классе.
Коммуникативные умения
Говорение:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалогпобуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог,
включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания
речи для 8 класса в стандартных ситуациях неофициального общения, с
вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого
этикета, принятого в стране (странах) изучаемого языка (до 5 реплик со
стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе характеристика, повествование (сообщение)) с вербальными и (или)
зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объём
монологического высказывания – до 7–8 фраз), выражать и кратко
аргументировать своё мнение, излагать основное содержание прочитанного
(прослушанного) текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объём

– 7–8 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объём – 7–
8 фраз).
Аудирование:
воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты,
содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от
поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания,
с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время
звучания текста (текстов) для аудирования – до 1,5 минут).
Смысловое чтение:
читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие
отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной
проникновения в их содержание в зависимости от поставленной
коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с
пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным
пониманием содержания (объём текста (текстов) для чтения – 250 слов),
читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную
в них информацию.
Письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в
соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка,
писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет,
принятый в стране (странах) изучаемого языка (объём сообщения – до 80
слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием
образца, плана, таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста (объём
высказывания – до 80 слов).
Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи:
различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации,
произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их
ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила
отсутствия фразового ударения на служебных словах, владеть правилами
чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объёмом до 90 слов,
построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил
чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующей понимание текста,
читать новые слова согласно основным правилам чтения.
Графика, орфография и пунктуация:
правильно писать изученные слова;

использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце
предложения, запятую при перечислении, пунктуационно правильно
оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи:
распознавать в устной речи и письменном тексте 750 лексических единиц
(слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и
письменной речи 700 лексических единиц, обслуживающих ситуации
общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующих
норм лексической сочетаемости;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные
слова, образованные с использованием аффиксации: имена существительные
при помощи суффикса -ik;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные
многозначные слова, синонимы, антонимы;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные
средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности
высказывания.
Грамматическая сторона речи:
понимать особенности структуры простых и сложных предложений
немецкого языка, различных коммуникативных типов предложений
немецкого языка;
распознавать и употреблять в устной речи и письменном тексте:
придаточные условные предложения с союзами wenn, trotzdem;
глаголы sitzen – setzen, liegen – legen, stehen – stellen, hängen при ответе
на вопросы wohin? и wo?;
модальные глаголы (können, müssen, wollen, dürfen) в Präteritum;
форма сослагательного наклонения от глагола haben (Ich hätte gern drei
Karten für das Musical „Elisabeth“.);
отрицания keiner, niemand, nichts, nie;
косвенный вопрос;
употребление глагола wissen;
употребление nicht и kein с sondern (Es gibt keine Kartoffeln, sondern Reis.);
глаголы с двойным дополнением (в дательном и винительном падежах);
склонение прилагательных;
предлоги, управляющие дательным и винительным падежами;
предлоги, управляющие дательным падежом;
предлоги места и направления.
Социокультурные знания

осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя
знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны
(стран) изучаемого языка и освоив основные социокультурные элементы
речевого поведенческого этикета в стране (странах) изучаемого языка в
рамках тематического содержания речи;
кратко представлять родную страну (малую родину) и страну (страны)
изучаемого языка (культурные явления и события, достопримечательности,
выдающиеся люди);
оказывать помощь иностранным гостям в ситуациях повседневного
общения (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный
маршрут и другие ситуации).
Компенсаторные умения
использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе
контекстуальную, догадку, при непосредственном общении переспрашивать,
просить повторить, уточняя значения незнакомых слов, игнорировать
информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного
содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в
тексте запрашиваемой информации;
владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в
рамках тематического содержания речи, по частям речи, по
словообразовательным элементам;
рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в
продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи);
участвовать в несложных учебных проектах с использованием
материалов на немецком языке с применением информационнокоммуникативных технологий, соблюдая правила информационной
безопасности при работе в Интернете;
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы, в электронной форме;
достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения
с носителями иностранного языка, людьми другой культуры;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках
изученной тематики.
Предметные результаты освоения программы по второму иностранному
(немецкому) языку к концу обучения в 9 классе.
Коммуникативные умения
Говорение:

вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов
(диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалограсспрос), диалог-обмен мнениями в рамках тематического содержания речи
в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или)
зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета,
принятого в стране (странах) изучаемого языка (до 5 реплик со стороны
каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе характеристика, повествование (сообщение), рассуждение) с
вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках
тематического содержания речи (объём монологического высказывания – до
7–9 фраз), излагать основное содержание прочитанного (прослушанного)
текста со зрительными и (или) вербальными опорами (объём – 7–9 фраз),
излагать результаты выполненной проектной работы; (объём – 7–9 фраз).
Аудирование:
воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты,
содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от
поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания,
с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время
звучания текста (текстов) для аудирования – до 1,5 минут).
Смысловое чтение:
читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие
отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной
проникновения в их содержание в зависимости от поставленной
коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с
пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным
пониманием содержания (объём текста (текстов) для чтения – 250–300 слов),
читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать
представленную в них информацию.
Письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в
соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка,
писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет,
принятый в стране (странах) изучаемого языка (объём сообщения – до 90
слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием
образца, плана, таблицы, прочитанного (прослушанного) текста (объём
высказывания – до 90 слов), заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание
прочитанного (прослушанного) текста, письменно представлять результаты
выполненной проектной работы (объём – 90 слов).

Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи:
различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации,
произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их
ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила
отсутствия фразового ударения на служебных словах, владеть правилами
чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объёмом до 100 слов,
построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил
чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно
основным правилам чтения.
Графика, орфография и пунктуация:
правильно писать изученные слова;
использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце
предложения, запятую при перечислении, пунктуационно правильно
оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи:
распознавать в устной речи и письменном тексте 900 лексических единиц
(слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и
письменной речи 850 лексических единиц, обслуживающих ситуации
общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей
нормы лексической сочетаемости;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные
слова, образованные с использованием аффиксации: имена существительные
при помощи суффиксов -ie, -um, имена прилагательные при помощи
суффиксов -sam, -bar;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные
синонимы, антонимы, сокращения и аббревиатуры;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные
средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности
высказывания.
Грамматическая сторона речи:
понимать особенности структуры простых и сложных предложений и
различных коммуникативных типов предложений немецкого языка;
распознавать и употреблять в устной речи и письменном тексте:
глаголы во временных формах страдательного наклонения (Präsens,
Präteritum);
придаточные относительные предложения, вводимые относительными
местоимениями в именительном и винительном падежах;
образование предпрошедшего времени Plusquamperfekt;

придаточные относительные предложения с wo, was, wie;
придаточные предложения цели с союзом damit;
сложноподчинённые предложения времени с союзом nachdem;
инфинитивный оборот Infinitiv + zu;
инфинитивный оборот um … zu + Infinitiv;
образование будущего времени Futur I: werden + Infinitiv;
глагол lassen + Akkusativ + Infinitiv;
глагол lassen в Perfekt;
косвенный вопрос без вопросительного слова с союзом ob/Indirekte Frage
(ob-Sätze);
склонение прилагательных;
указательные местоименные наречия da(r) + наречия (davor, dabei, darauf
и другие);
превосходная степень сравнения прилагательных и наречий;
возвратные местоимения в дательном и винительном падежах;
предлог родительного падежа wegen;
указательные местоимения derselbe, dasselbe, dieselbe, dieselben.
Социокультурные знания и умения
понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее
употребительную тематическую фоновую лексику страны (стран) изучаемого
языка в рамках тематического содержания речи (основные национальные
праздники, обычаи, традиции);
иметь элементарные представления о различных вариантах немецкого
языка;
обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном
наследии родной страны и страны (стран) изучаемого языка;
представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка;
оказывать помощь иностранным гостям в ситуациях повседневного
общения.
Компенсаторные умения
использовать при говорении переспрос, использовать при говорении и
письме перифраз (толкование), синонимические средства, описание предмета
вместо его названия, при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе
контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой
для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста
или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;
владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в
рамках тематического содержания речи по частям речи, по
словообразовательным элементам;

рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в
продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи);
участвовать в несложных учебных проектах с использованием
материалов на иностранном языке с применением информационнокоммуникативных технологий, соблюдая правила информационной
безопасности при работе в Интернете;
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы, в электронной форме;
достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения
с носителями иностранного языка, людьми другой культуры;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках
изученной тематики.

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Взаимоотношения в семье и с друзьями

3

2

Внешность и характер человека

1

3

Досуг и увлечения (хобби) современного
подростка (чтение, кино, театр, музыка,
музей, спорт, живопись, компьютерные
игры)

4

4

Здоровый образ жизни: режим труда и
отдыха, фитнес, сбалансированное
питание. Посещение врача

4

5

Покупки: одежда, обувь и продукты
питания. Молодёжная мода

2

6

Школа, школьная жизнь, изучаемые
предметы и отношение к ним.
Взаимоотношения в школе: проблемы и их
решение. Переписка с иностранными
сверстниками

5

7

Виды отдыха в различное время года.
Путешествия по России и иностранным
странам

3

8

Природа: флора и фауна. Проблемы
экологии. Защита окружающей среды.
Климат, погода. Стихийные бедствия

4

Контрольные
работы

1

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

9

Средства массовой информации
(телевидение, радио, пресса, Интернет)

2

10

Родная страна и страна (страны)
изучаемого языка. Их географическое
положение, столицы и крупные города,
регионы, население, официальные языки,
достопримечательности, культурные
особенности (национальные праздники,
знаменательные даты, традиции, обычаи),
страницы истории

5

11

Выдающиеся люди родной страны и
страны (стран) изучаемого языка, их вклад
в науку и мировую культуру:
государственные деятели, писатели, поэты

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

0

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

Дата изучения

1

Правила написания и чтения. Звуки.

1

7.09

2

Алфавит. Личные местоимения ich/du.
Приветствие.

1

14.09

3

Специальные вопросы. Модальный
глагол mögen

1

21.09

4

Города немецкоязычных стран

1

28.09

5

Настоящее время ( 3 лицо)

1

5.10

6

Глагол-связка. Спряжение слабых
глаголов в настоящем времени.

1

12.10

7

Я и мои друзья. Счет до 20.

1

19.10

8

Счет от 20 до 1000.

1

26.10

9

Школьные принадлежности. Артикль.

1

09.11

10

Притяжательные местоимения.

1

16.11

11

Животные. Семантизация лексики по
теме.

1

23.11

12

Глагол "иметь". Винительный падеж.

1

30.11

13

Интервью в классе. Отрицание с
существительным

1

7.11

14

Спряжение глаголов. Личные
местоимения 3 лица.

1

14.11

15

Цвета. Множественное число

1

21.11

16

Животные в Германии. Животные в
России.

1

28.11

17

Мой день в школе. Семантизация лексики
по теме.

1

04.12

18

Единая школа в Германии

1

11.12

19

Контрольная работа за 1 полугодие

1

20

Расписание уроков

1

25.12

21

Предлоги времени. Время суток

1

11.01

22

Школьный день в России и в Германии.

1

18.01

23

Хобби. Семантизация лексики по теме.

1

25.01

24

Свободное время. Спряжение глаголов с
отделяемой приставкой

1

01.02

25

Что ты любишь делать?

1

08.02

26

Встреча. Настоящее время сильных
глаголов. Интервью.

1

15.02

27

Это я умею. Модальный глагол уметь.

1

22.02

28

Семантизация лексических единиц по
теме "Моя семья".

1

29.02

29

Наречия места. Описание семьи.

1

7.03

1

18.12

30

Притяжательные местоимения
Притяжательный падеж имен собственных.

1

14.03

31

Семья в Германии.

1

21.03

32

Профессии. Профессия моей мечты.

1

04.04

33

Пожелания. Вежливая форма модального
глагола mögen.

1

11.04

34

Покупки в киоске. Диалог в магазине.
Карманные деньги.

1

18.04

35

Зарабатывать, но как?

1

25.04

36

Подарки ко дню рождения.

1

02.05

37

Контрольная работа за 2 полугодие

1

38

Коррекция знаний по теме "Сколько это
стоит?"

1

23.05

39

Большая перемена.

1

30.05

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

39

1

2

16.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфеденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-55-64

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».