Пояснительная записка Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системнодеятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовнонравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.); ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.); ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: - интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; - формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Системнодеятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Умелые руки» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки. Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах. Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы, вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы. Многие задания предполагают разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Умелые руки» Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; владеть монологической и диалогической формой речи. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; Достичь оптимального для каждого уровня развития; Сформировать систему универсальных учебных действий; Сформировать навыки работы с информацией. Содержание программы представлено на 16 часов в первом и по 17 часов в 2 - 4 классах. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. 1 класс Содержание программы (16 часа) Номер темы Кол-во часов Тема Материалы Раздел 1. Аппликация и моделирование. 9 часов. По книгам серии «Любимый образ» 1 1 Аппликация из природных материалов на картоне. Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка. 2 1 Аппликация из геометрических фигур. Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон. 3 4 1 1 Аппликация из пуговиц. Мозаика из бисера и пайеток. Пуговицы, картон. Картон, бисер, блёстки, бусины, пайетки 5 1 Аппликация из круглых салфеток. Салфетки для торта, картон 6 1 Динамическая открытка с аппликацией. Картон, цветная бумага 7 1 Моделирование из бумаги и проволоки. Белая бумага, гофрированная бумага, проволока. 8 2 Выпуклая аппликация. Коллективная работа. Калька, гофрированная бумага, цветная бумага. Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 7часов. По книгам серии «Любимый образ» 1 1 Отпечатки на пластилине Пластилин, картон. 2 1 Рисование пластилином Пластилин, картон. 3 1 Обратная мозаика на прозрачной основе Пластилин, прозрачные крышки. 4 1 Моделирование из природных Скорлупа фисташек, пластилин, материалов на пластилиновой основе веточки 5 1 Разрезание смешанного пластилина Пластилин, тонкая проволока проволокой 6 2 Лепка из теста Солёное тесто Тематическое планирование занятий курса «Умелые руки» 1 класс 16 часов № занятия 1 2 Кол-во часов 0,5 0.5 Темы 3-4 5-6 1 1 7-8 9-10 1 1 11-12 13-14 1 1 Отпечатки на пластилине. Вспомним лето Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов Аппликация из листьев и цветов. Аппликация из различных природных материалов Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники) Разрезание смешанного пластилина Аппликация из пуговиц 15-16 17-18 19-20 21-2223-24 25-26 27-28 1 1 1 2 Динамическая открытка с аппликацией Аппликация из круглых салфеток Мозаика из блёсток и бисера Лепка из солёного теста 1 1 29-3031-32 2 Рисование пластилином Моделирование цветов из бумаги и проволоки Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа Используемая литература Цветы Бабочки Бабочки Бабочки Деревья Собачки Бабочки Бабочки Деревья Собачки Деревья Бабочки Собачки Кошки Цветы Цветы 2 класс Содержание программы (17 часов) № темы Часы Название темы Материалы Раздел 1. Аппликация и моделирование.13 часов. По книгам серии «Любимый образ» Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги Аппликация из птичьих перьев Аппликация из кружев Аппликация из ткани Журнальная бумага, картон Бумага, картон 1 1 Аппликация из деталей оригами Мозаика из ватных комочков Прорезная аппликация 8 1 Гофрированные цепочки Гофрированная бумага, картон 9 10 1 1 Складывание гармошкой Выпуклая мозаика из плотной бумаги Журнальная бумага Цветная бумага, картон 1 0,5 2 3 4 0,5 1 1 5 1 6 7 Перья, картон Кружева, картон Накрахмаленная ткань, картон Вата, бумага, картон Картон, различные материалы 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 Моделирование из картона. Картон, цветная бумага Рамочка 1 Моделирование объёмного Гофрированный картон изделия из гофрокартона 1 Моделирование из Гофрированная бумага гофрированной бумаги 0,5 Моделирование из Гофрированная бумага, цветная бумага, гофрированной бумаги и проволока проволоки. 0,5 Многослойное торцевание на Гофрированная бумага, картон плоскости. Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 4 часов. По книгам серии «Любимый образ» 0,5 Раскатывание и обрубовка Пластилин пластилина 0,5 Выпуклая аппликация из Пластилин пластилина 1 Торцевание на пластилине Пластилин, гофрированная бумага 1 Разрезание слоёного Пластилин, проволока пластилина 1 Лепка из теста Солёное тесто 1 Тематическое планирование занятий курса «Умелые руки» 2 класс 17 часов № Часы Темы Книги 1 0,5 Цветы 2 3-4 5-6 7-8 9-10 0,5 1 1 1 1 11-12 13-14 15-16 17-18 1 1 1 1 19-20 1 Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето» .Мозаика из обрывных кусочков бумаги. Аппликация из птичьих перьев Аппликация из кружев Многослойное торцевание. Садовые цветы Торцевание на пластилине. Времена года Складывание гармошкой. Объёмные игрушки Разрезание слоёного пластилина Аппликация из ткани Мозаика из ватных комочков Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа Лепка из солёного теста 21-22 1 Прорезная аппликация с использованием различных материалов Собачки Бабочки Бабочки Цветы Деревья Бабочки Бабочки Бабочки Бабочки Собачки Волшебные секреты 23 0,5 24-25 1 26-27 1 28-29 1 30-31 32 1 0,5 33-34 1 № Выпуклая аппликация из пластилина Кошки Моделирование из картона. Рамочка для фотографии Моделирование объёмных форм из гофрокартона Гофрированные цепочки Кошки Собачки Кошки Моделирование из гофрированной бумаги. Цветы Моделирование из гофрированной бумаги Цветы и проволоки Выпуклая мозаика из плотной бумаги Цветы 3 класс Содержание программы (17 часов) Часы Тема Материалы Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.8 часов. По книгам серии «Любимый образ» 1 1 Симметричное вырезание Цветная и белая бумага 2 1 Картон, проволока 3 4 1 1 5 1 7 1 8 1 Игрушки из картона с подвижными деталями Моделирование из конусов. Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе Объёмное конструирование из деталей оригами.Моделирование из бумажных салфеток. Простое торцевание на бумажной основе Многослойное торцевание 9 1 2 Цветная бумага Гофрированная бумага, проволока Цветная бумага Гофрированная бумага, картон Гофрированная бумага, цветная бумага, картон 1 Моделирование из фольги Фольга, проволока Раздел 2. Текстильные материалы. 7 часов. По книгам серии «Любимый образ» 1 1 Аппликация из резаных нитей Изонить Шерсть, картон Картон, мулине Приклеивание ниток по спирали Шерсть, картон Вышивание по ткани Ткань, мулине Аппликация из ткани, приклеенной на Ткань, бумага, тесьма бумагу 6 1 Аппликация из ткани и ниток Ткань, шерсть, картон 7 1 Шитьё по выкройкам Ткань, шерсть, тесьма Раздел 3. Модульное оригами. 2 часа. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами» 3 4 5 1 1 1 1 1 2 1 Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля Цветная, белая, упаковочная бумага Цветная и белая бумага Тематическое планирование занятий курса «Умелые руки» 3 класс 17 часов № Часы 1-2 1 3-4 1 5-6 1 7-8 9-10 Темы Книги Деревья 1 1 Объёмное конструирование из деталей оригами. Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Моделирование из конусов. Художественные образы из треугольных модулей. Зайчики и др. животные Моделирование из салфеток Многослойное торцевание. Коллективная работа 11-12 13-14 1 1 Изонить на картонной основе Аппликация из резаных нитей Деревья Деревья 15-16 1 Моделирование из фольги Приклеивание ниток по спирали Деревья 17-18 1 Собачки 19-20 21-22 23-24 25-26 1 1 1 1 Цветы Кошки Кошки Бабочки 27-28 1 29-30 1 31-32 33-34 Аппликация из ткани и ниток Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы Бабочки Собачки Кошки Забавные фигурки Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля Шитьё по выкройкам Бабочки 1 Простое торцевание на бумаге. Многослойное торцевание. Бабочки Цветы 1 Объёмные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны Деревья Забавные фигурки 4 класс Содержание программы (17 часов) № Часы Темы Материалы Раздел 1. Работа с бумагой. 10 часов. По книгам серии «Любимый образ» 1 2 3 4 5 6 1 1 1 1 1 1 Аппликация с раздвижкой Оригами из окрашенной бумаги Симметричное силуэтное вырезание Транспарантное вырезание Аппликация из рельефной бумаги Коллаж из различных материалов 7 8 1 1 9 1 Объёмное моделирование из бумаги Объёмные изделия в технике многослойного торцевания Веерное гофрирование 10 Журнальная бумага Белая бумага, краски Цветная бумага Цветная бумага Цветная бумага Разные виды бумаги, картон, тесьма. Цветная бумага Гофрированная бумага, проволока Цветная бумага, картон 1 Трубочки из гофрированной бумаги Гофрированная бумага Раздел 2. Текстильные материалы. 3часа. По книгам серии «Любимый образ» 1 2 1 1 Аппликация из синтепона со сдвижкой Вязание крючком Синтепон, бумага, картон Пряжа 3 1 Шитьё мягкой игрушки Ткань, синтепон Раздел 3. Модульное оригами. 4 часа. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами» 1 2 3 1 1 2 Конструирование цветов Конструирование птиц сложной формы Соединение модулей разного размера в одном изделии. Цветная бумага Цветная бумага Белая и цветная бумага Тематическое планирование занятий курса «Умелые руки» 4 класс 17 часов № 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 Час ы 1 1 1 1 1 1 1 1 Темы Аппликация с раздвижкой Веерное гофрирование, аппликация Оригами из окрашенной бумаги Объёмное моделирование из бумаги Трубочки из гофрированной бумаги Аппликация из рельефной бумаги Коллаж из разных материалов Вязание крючком. Воздушные цепочки Книга Бабочки Деревья Собачки. Собачки Деревья Кошки Кошки Бабочки 17-18 19-20 1 1 21-22 23-24 25-26 27-28 1 1 1 1 29-30 31-32 1 1 33-34 1 Вязание крючком. Аппликация Модульное оригами. Конструирование птиц сложной формы Транспарантное вырезание Симметричное силуэтное вырезание Аппликация из синтепона со сдвижкой Шитьё мягкой игрушки Деревья Забавные фигурки Собачки Кошки Кошки Собачки Вязание крючком. Объёмные цветы Модульное оригами. Соединение модулей разного размера в одном изделии Модульное оригами. Объёмные цветы Цветы Забавные фигурки Забавные фигурки Методическая литература 1. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса. 2. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для учащихся 3. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса. 4. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина. 5. «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса. 6. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина. 7. «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса. 8. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.