1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Данная программа ориентирована на формирование и развитие УУД: Личностные «У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования» -готовность и способность к -формирование чувства прекрасного и саморазвитию; эстетических чувств на основе знакомства -развитие познавательных интересов, с мировой и отечественной культурой; учебных мотивов; -эмпатии как понимание чувств других -знание основных моральных норм людей и сопереживание им. (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) Регулятивные «У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования» -оценивать правильность выполнения - адекватно использовать голос для работы на уровне адекватной вокально-хоровой, сольной деятельности; ретроспективной оценки; - активизация сил и энергии к волевому -вносить необходимые коррективы; усилию в ситуации мотивационного -уметь планировать работу и определять конфликта. последовательность действий. Познавательные «У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования» самостоятельно включаться в -осознанно и произвольно строить творческую деятельность музыкальную деятельность в разных -осуществлять выбор вида музыкальной жанрах деятельности в зависимости от цели. Коммуникативные «У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования» -допускать возможность существования у -адекватно использовать музыкальные людей различных точек зрения, в том средства для эффективного решения числе не совпадающих с его собственной; разнообразных коммуникативных задач. -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Планируемые результаты реализации программы Результаты первого уровня - приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах, на концертах. У ученика будут сформированы: 2 -внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя; - эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им; - строить музыкальную деятельность в разных жанрах. Результаты второго уровня - получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества. У ученика будут сформированы: -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов. Ученик получит возможность для формирования: -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; Результаты третьего уровня - получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия. У ученика будут сформированы: - вносить необходимые коррективы; - уметь планировать работу и определять последовательность действий. Ученик получит возможность для формирования: - адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. Результаты четвёртого уровня - целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей. У ученика будут сформированы: - оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. Ученик получит возможность для формирования: - осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах. Требования к уровню подготовки учащихся Знает: 1. Что такое музыка. 2. Чем отличается музыка от других видов искусств. 3. С чего зародилась музыка. 4. Какие виды музыкальной деятельности существуют. 5. Кто создаёт музыкальные произведения. Имеет понятия: 1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения. 2. О вокально-хоровой деятельности (распевания). 3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале. Умеет: 1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене. 2. Образно мыслить. 3. Концентрировать внимание. 4. Ощущать себя в музыкальном пространстве. Приобретает навыки: 3 1. Общения с партнером (одноклассниками). 2. Элементарного музыкального мастерства. 3. Образного восприятия музыкального произведения. 4. Коллективного творчества А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия «Веселые нотки» ведутся по программе, включающей несколько разделов. На первом вводном занятии педагог знакомит ребят с правилами поведения на занятии, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия – музыкальная игра «Угадай мелодию». 1. «Шумовые и музыкальные звуки» Содержание «Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах. Формы – музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр». «Детский оркестр», музыкальные записи, музыкальная игра «Угадай мелодию» (презентация). 2. «Разбудим голосок» Содержание Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какоголибо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать. «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой. 3. «Развитие голоса» Содержание В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение. 4. «Фольклор» Содержание 5 Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. 5. «Музыка» Содержание Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях. Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов. 6. «Творчество» Содержание В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственноэстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Формы – творческие игры, конкурсы. 7. «Радуга талантов» Содержание «Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок. По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс 16ч № п/п 1 2 3 4 5 6 В гости к музыке. Песни о лете. Музыкальные загадки. Игра «Угадай мелодию» Музыкальный калейдоскоп Звуки нашего настроения. Сила звука. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 7 Разучивание песенок об осени. 1 8 9 10 11 0,5 0,5 0,5 0,5 12 13 14 15 Когда мои друзья со мной.(по творчеству В.Я.Шаинского). Разбудим голосок. Музыкально – дидактические игры. Знакомство с музыкальными инструментами. Беседа – диспут. Русские народные инструменты (на примере балалайки). Фольклор. Русские народные песни. Новое понятие - встреча жанров. Разучивание детских песен. Игра «До», «Ре», «Ми»…Разгадывание кроссвордов. В мире красок и мелодий. Песни к Новогоднему утреннику. 16 «Здравствуй, здравствуй, Новый год». Новогодняя карусель. 0,5 17 18 Песни родного края. Танцевальные импровизации под музыку. Разучивание мини – танцев. Весёлый мультипликационный час. Песни из мультфильмов. Театрализованное представление. Разучивание песен о папе. Армейские песни. Разучивание песен к женскому празднику Концертная программа «Весенняя капель». Что такое опера? Слушание музыкальных произведений Музыкальные конкурсы. Игра «Угадай мелодию» Цветы в музыке. Беседа, слушание музыки. Весна – волшебница. Пословицы, поговорки, загадки. Песни о весне. «Мы мечтою о мире живём…» Разучивание песен ко дню Победы. Участие в концерте Песни о дружбе. «Если с другом вышел в путь…» Праздник: «Радуга талантов». 0,5 0,5 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Кол-во Тема занятия 7 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 33 ч. 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 В гости к музыке. Песни о лете. Музыкальные загадки. Игра «Угадай мелодию» Музыкальный калейдоскоп Звуки нашего настроения. Сила звука. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 7 Разучивание песенок об осени. 0,5 8 9 10 11 0,5 0,5 0,5 0,5 12 13 14 15 Когда мои друзья со мной.(по творчеству В.Я.Шаинского). Разбудим голосок. Музыкально – дидактические игры. Знакомство с музыкальными инструментами. Беседа – диспут. Русские народные инструменты (на примере балалайки). Фольклор. Русские народные песни. Новое понятие - встреча жанров. Разучивание детских песен. Игра «До», «Ре», «Ми»…Разгадывание кроссвордов. В мире красок и мелодий. Песни к Новогоднему утреннику. 16 «Здравствуй, здравствуй, Новый год». Новогодняя карусель. 0,5 17 18 Песни родного края. Танцевальные импровизации под музыку. Разучивание мини – танцев. Весёлый мультипликационный час. Песни из мультфильмов. Театрализованное представление. Разучивание песен о папе. Армейские песни. Разучивание песен к женскому празднику Концертная программа «Весенняя капель». Что такое опера? Слушание музыкальных произведений Музыкальные конкурсы. Игра «Угадай мелодию» Цветы в музыке. Беседа, слушание музыки. Весна – волшебница. Пословицы, поговорки, загадки. Песни о весне. «Мы мечтою о мире живём…» Разучивание песен ко дню Победы. Участие в концерте Песни о дружбе. «Если с другом вышел в путь…» Праздник: «Радуга талантов». 0,5 0,5 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Кол-во Тема занятия 8 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 34ч. 3 класс № п/п Тема занятия 1 В гости к музыке. Совершенствование музыкальных навыков, навыков импровизации. 2 Музыкальные загадки. 3 Музыкальный калейдоскоп «В ритме дождя». 4 Разучивание песен об осени. Кол-во 0,5 0,5 0,5 0,5 5 6 7 8 Звуки нашего настроения. Сила звука. Музыкально – дидактические игры. Признаки жанра танец. Характеры танцев. Знакомство с музыкальными инструментами. 0,5 0,5 0,5 0,5 9 Игра: Узнай музыкальный инструмент. 0,5 10 Новое понятие-встреча жанров. 0,5 11 Разучивание детских песен. 0,5 12 13 14 15 16 17 Весёлый мультипликационный час. Песни из мультфильмов. Театрализованное представление. Игра «До», «Ре», «Ми»…Разгадывание кроссвордов. В мире красок и мелодий. Новогодняя карусель. Песни к новогоднему утреннику. Танцевальные импровизации. Разучивание мини – танцев «У елки новогодней» Разбудим голосок. Песни о природе, о животных. Фольклор. Песни родного края. 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 Песня и опера (общее и различное). Музыкальные конкурсы «Домисолька» Разучивание песен о папе. Армейские песни. Разучивание песен к женскому празднику. Участие в концерте Цветы в легендах Беседа, слушание музыки. Танец и балет. Игровой момент: «Копилка музыкальных терминов». Весна – волшебница. Пословицы, поговорки, загадки. Песни о весне. 0,5 0,5 0,5 0,5 «Мы мечтою о мире живём…» Музыкально – литературная композиция ко дню Победы. Скоро лето. Песни о лете. Праздник: «Радуга талантов». 0,5 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 9 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 34ч. 4 класс № п/п Тема занятия 1 В гости к музыке. Совершенствование музыкальных навыков, навыков импровизации. 2 Музыкальные загадки. 3 Музыкальный калейдоскоп «В ритме дождя». 4 Разучивание песен об осени. Кол-во 0,5 0,5 0,5 0,5 5 6 7 8 Звуки нашего настроения. Сила звука. Музыкально – дидактические игры. Признаки жанра танец. Характеры танцев. Знакомство с музыкальными инструментами. 0,5 0,5 0,5 0,5 9 Игра: Узнай музыкальный инструмент. 0,5 10 Новое понятие-встреча жанров. 0,5 11 Разучивание детских песен. 0,5 12 13 14 15 16 17 Весёлый мультипликационный час. Песни из мультфильмов. Театрализованное представление. Игра «До», «Ре», «Ми»…Разгадывание кроссвордов. В мире красок и мелодий. Новогодняя карусель. Песни к новогоднему утреннику. Танцевальные импровизации. Разучивание мини – танцев «У елки новогодней» Разбудим голосок. Песни о природе, о животных. Фольклор. Песни родного края. 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 Песня и опера (общее и различное). Музыкальные конкурсы «Домисолька» Разучивание песен о папе. Армейские песни. Разучивание песен к женскому празднику. Участие в концерте Цветы в легендах Беседа, слушание музыки. Танец и балет. Игровой момент: «Копилка музыкальных терминов». Весна – волшебница. Пословицы, поговорки, загадки. Песни о весне. 0,5 0,5 1 0,5 «Мы мечтою о мире живём…» Музыкально – литературная композиция ко дню Победы. Скоро лето. Песни о лете. Праздник: «Радуга талантов». 0,5 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 10 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 34ч. 11