Пояснительная записка Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 6 класса создана в основании: - Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2016-2017 года; - приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; - учебного плана МОБУ СОШ с. Коварды им. Н.Х.Гариповой. Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). 17занятий по 0,5 ч.(1 час в две недели) Актуальность Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за-дач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странамиучастницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: -способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); -способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); -способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; -демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); -способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Планируемые результаты освоения программы Метапредметные и предметные Грамотность Читательская Математическая Естественно-научная Финансовая применяет применяет объясняет и описывает применяет извлеченную из текста математические естественнонауч-ные финансовые знания информацию для знания для явления на основе для решения разного решения разного рода решения разного имеющихся научных рода проблем проблем рода проблем знаний Личностные Грамотность Читательская Математическая Естественно-научная Финансовая оценивает объясняет объясняет гражданскую объясняет объясняет оценивает гражданскую оценивает содержание гражданскую позицию в конкретных гражданскую позицию финансовые в конкретных финансовые действия прочитанного с позицию ситуациях в общественной позицию в ситуациях действия общественной в в конкретных позиции норм конкретных жизни на основе конкретныхжизни на конкретных основе ситуациях с позиции морали и ситуациях математических знаний ситуациях с естественнонауч-ных ситуациях с норм морали и общечелове- общественной позиции норм морали общественной и знаний позиции с позициинорм норм общечелове-ческих ческих жизни общечеловечес-ких на основе жизни на основе морали морали и и ценностей, прав и ценностей; математических ценностей естественнонау общечеловечес-ких общечелове- обязанностей формулирует знаний с ч-ных знаний ценностей с ческих гражданина страны собственную позиции норм позиции норм ценностей, прав позицию по морали и морали и и обязанностей отношению к общечеловечес- общечеловечес- гражданина прочитанному ких ценностей ких ценностей страны Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). 4 часа на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность», 5часов - «финансовая грамотность»; 1 раздел – модуль «читательская грамотность». 2 раздел – модуль «математическая грамотность», 3 раздел – модуль «естественнонаучная грамотность», 4 раздел – модуль «финансовая грамотность Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект. Тематическое планирование Модуль «Основы читательской грамотности» № Тема занятия Формы деятельности Определение основной темы и идеи в эпическом произведении 1. 2. 3. 4. Беседа, конкурс Сопоставление содержания художественных текстов. Определение Работа в парах, авторской позиции в художественных текстах. игра в формате КВН. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в Квест, круглый стол. тексте? Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в игра «Что? Где? Когда?». тексте? Итого 4 Модуль «Основы математической грамотности» № 1. Тема занятия Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа Формы деятельности Обсуждение, урокпрактикум, соревнование 2. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц 3. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование Урок-игра, индивидуальная работа в парах. Беседа, урок-исследование, моделирование 4. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств Беседа, урок-исследование, фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, моделирование конструирование Итого 4 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» № 1. 2. Тема занятия Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. 3. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы 5. Формы деятельности Моделирование. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Обсуждение. Исследование Квест Итого 4 Модуль: «Основы финансовой грамотности» № 1. 2. 3. 4. Тема занятия Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Формы деятельности Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Круглый стол, игра, квест Беседы, диалоги, дискуссии. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться 5. Итого 5 Всего занятий 17 Викторина, квест, квиз. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с. 2. Бердибаева Г.Т. и другие. Международное исследование PISA. Методическое пособие. Астана: НЦ ОСО, 2012, 115 с. 3. Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин: методические рекомендации. Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014- 89 с. 4. Ковалева Г.С., к.п.н., Красновский Э.А., к.п.н., Краснокутская Л.П., к.ф.-м.н., Краснянская К.А., к.п.н. Международная программа PISA 2000 «Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию», Москва 2003. 5. Богданова Н.Н. Форма тестовых заданий по химии. Естествознание в школе, 2005, №3. 6. Руколеева Л.В., СБОРНИК разноуровневых заданий по развитию читательской грамотности учащихся Павлодар, 2018 Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор Интернет-ресурсы и информационно - коммуникативные средства обучения: - http://www.school.edu..ru – российский общеобразовательный Портал - Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru - Презентации по темам курса